Значение ЛЕСКОВ НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЛЕСКОВ НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ

Николай Семенович [4(16).2.1831, с. Горохово, ныне Орловской области, - 21.2(5.3).1895, Петербург], русский писатель. Родился в семье мелкого чиновника. Учился в Орловской гимназии. С 16 лет начал работать чиновником в Орле, затем в Киеве. Несколько лет был помощником управляющего крупными имениями, много ездил по стране. В 1861 переселился в Петербург. Писательскую деятельность начал со статей и фельетонов. В 60-е гг. Л. создаёт ряд прекрасных реалистических рассказов и повестей: 'Погасшее дело' (1862), 'Язвительный' (1863), 'Житие одной бабы' (1863), 'Леди Макбет Мценского уезда' (1865), 'Воительница' (1866), пьесу 'Расточитель' (1867) и др., в которых широко показана русская жизнь. В то же время одна из ранних статей Л. (1862) - о петербургских пожарах - послужила началом его длительной полемики с революционной демократией. Рассказ 'Овцебык' (1863), романы 'Некуда' (1864; под псевдонимом М. Стебницкий) и 'Обойдённые' (1865) направлены против 'новых людей'; Л. пытается доказать тщетность и беспочвенность усилий революционного лагеря, создаёт шаржированные типы нигилистов - в повести 'Загадочный человек' (1870) и особенно в романе-пасквиле 'На ножах' (1870-71). Сам Л. не считал себя антинигилистом, ссылаясь на то, что в его романах есть образы нигилистов идеальных.

В середине 70-х гг. в мировоззрении Л. происходит заметный перелом. В повести 'Смех и горе' (1871) он сатирически изображает социальную действительность царской России. В это время Л. начинает создавать целую галерею типов праведников - могучих духом, талантливых патриотов русской земли: роман 'Соборяне' (1872), повести и рассказы 'Очарованный странник', 'Запечатленный ангел' (обе - 1873), 'Несмертельный Голован' (1880), 'Печерские антики' (1883), 'Однодум' (1889) и др. Праведники Л. не сочувствователи, а борцы, отдающие себя людям; они - из самой гущи народной. М. Горький писал по этому поводу: 'После злого романа -На ножах| литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников. Он как бы поставил себе целью ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством... В душе этого человека странно соединялись уверенность и сомнение, идеализм и скептицизм' (Собр. соч., т. 24, 1953, с. 231, 233). В творчестве Л. чрезвычайно сильны мотивы национальной самобытности русского народа, вера в его творческие силы: сатирическая повесть 'Железная воля' (1876), 'Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе' (1881) и др. Левша в 'Сказе...' противостоит миру злых кукол, облечённых властью; и хотя судьба его трагична, моральная победа остаётся за ним. Необычайно оригинален и красочен язык 'Сказа...'. Герой переосмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды, трактует многие понятия по-своему, создаёт новые словосочетания. Тема гибели народных талантов на Руси с проникновенным лиризмом раскрыта Л. в повести 'Тупейный художник' (1883).

Сближение писателя с демократическим лагерем в 80-90-е гг. 19 в. усиливается. Л. идёт по пути углубления критики социального строя царской России, подвергая пересмотру многие свои взгляды и убеждения. В рассказах 'Человек на часах' (1887), 'Простое средство' (опубликованы 1917), 'Административная грация' (опубликован 1934) и многих др. Л. раскрывает произвол государственного аппарата самодержавия, единение реакционных сил в борьбе с инакомыслящими. Много места уделяет Л. изображению морального облика буржуа: 'Чертогон' (1879, под названием 'Рождественский вечер у ипохондрика'), 'Отборное зерно' (1884), 'Грабёж' (1887), 'Полунощники' (1891) и др. В жанре острой политической сатиры написаны повести 'Зимний день' (1894), 'Дама и фефёла' (1894) и др. Но идеал Л. не революционер, а просветитель, пытающийся усовершенствовать общественный строй при помощи морального убеждения, пропаганды евангельских идеалов добра и справедливости. Последняя повесть Л. 'Заячий ремиз' (1891-94, опубликована 1917) - сатира на политическую реакцию 80-90-х гг. Используя средства гиперболы, гротеска и сатирической фантастики, Л. создаёт жуткую картину деятельности охранителей, помешавшихся на ловле 'сицилистов'.

Л. тщательно изучал безбрежную стихию народного языка; его повествовательный стиль характеризуется использованием народных речений, жаргонных словечек, варваризмов и неологизмов, богатого лексикона вымышленных слов, сатирически переосмысливающих общепринятые понятия, Сплав литературного и народного языка образует неповторимо яркую и живую сказовую манеру Л., в которой образ раскрывается посредством его речевой характеристики. По повести Л. 'Леди Макбет Мценского уезда' Д. Д. Шостакович создал одноименную оперу (1934; возобновлена в 1962 под названием 'Катерина Измайлова').

Соч.: Собр. соч., т. 1-12, СПБ. 1889-1896; Полн. собр. соч., 3 изд., т. 1-36. СПБ. 1902-03; Собр. соч., т. 1-11, М., 1956-58.

Лит.: Фаресов А. И., Против течений. Н. С. Лесков, СПБ. 1904; Волынский А. Л., Н. С. Лесков, 2 изд., П., 1923; Гроссман Л. П., Н. С. Лесков, М., 1945; Гебель В. А., Н. С. Лесков. В творческой лаборатории, М., 1945; Лесков Д. Н., Жизнь Николая Лескова, М., 1954; Другов Б. М., Н. С. Лесков, 2 изд., М., 1961; Горячки на М. С., Сатира Лескова, М., 1963; Плещунов Н. С., Романы Лескова 'Некуда' и 'Соборяне', Баку, 1963; Русские писатели. Биобиблиографический словарь, М., 1971.

М. С. Горячкина.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.