Значение КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ

Борис Михайлович [23.2(7.3).1878, Астрахань, - 26.5.1927, Ленинград], советский живописец, график и театральный художник. Учился в петербургской АХ (1896-1903) у И. Е. Репина , участвовал в работе над его картиной 'Заседание Государственного совета' (1901-03, Русский музей, Ленинград). Академик петербургской АХ (1909). Член Союза русских художников (с 1907), 'Мира искусства' (с 1911), АХРР (с 1923). В 1905-07 сотрудничал в революционно сатирических журналах 'Жупел' (рис. 'Вступление. Москва'), 'Адская почта' и 'Искры'. С 1906 К. выступал с сериями картин на темы праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта ('Ярмарки', 'Деревенские праздники', 'Масленицы', 'Балаганы'); для этих работ характерны развёрнутая повествовательность, яркая многоцветность, жизненная достоверность в деталях и сближающие К. с практикой 'модерна' линейно-плоскостное, декоративное решение композиции, игра разномасштабными фигурами и планами. В дальнейшем, идя по пути большей стилизации, К. превращает свои бытовые сцены в театрализованные картины-зрелища, а своих персонажей - в собирательные образы-типы, олицетворение сытой купеческой России. Откровенно любуясь материально-телесным изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира, иногда идеализируя его, К. в то же время относится к нему иронически, даёт почувствовать его самодовольство и косность ('Купчихи', темпера, 1912, Музей русского искусства, Киев; 'Красавица', 1915, Третьяковская галерея; 'Купчиха за чаем', 1918, Русский музей). С начала 1900-х гг. К. разрабатывал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем. Наряду с внешне эффектными, часто салонными портретами он создавал портреты интимно-лирического склада ('Утро', 1904, Русский музей), а также сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром, в которых портретируемый, сохраняя свою индивидуальность, приобретает обобщённые национальные черты (автопортрет, 1912, Галерея Уффици, Флоренция; портреты А. И. Анисимова, 1915, Ф. И. Шаляпина, 1922, оба - Русский музей). Много работая для театра, К. переносил на сцену свои тематические и стилистические увлечения и решал формально-декоративные задачи, не всегда совпадавшие с замыслом автора и режиссёра ('Смерть Пазухина' Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; 'Гроза' Островского, 1918, неосуществленная постановка). Успешными были постановки 'Блохи' Замятина (1925, МХАТ 2-й; 1926, ленингр. Большой драматический театр), в которых К. нашёл органическую эмоциональную связь с драматургическим материалом. В послереволюционные годы К. участвовал в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября, создавал плакаты, лубки и картины на темы революции ('Большевик', 1919-20, Третьяковская галерея; 'Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого', 1921, Рус. музей). Тонкий рисовальщик, владевший уверенным, чётким штрихом, К. выполнил циклы иллюстраций к произведениям классиков и современных авторов (иллюстрации к произведениям Лескова 'Штопальщик', 1922, 'Леди Макбет Мценского уезда', 1923), работал в технике литографии и гравюры на линолеуме.

Лит.: Воинов В., Б. М. Кустодиев, Л., 1925; Эткинд М., Б. М. Кустодиев, Л. - М., 1960; Лебедева В. Е., Б. М. Кустодиев, М., 1966; Б. М. Кустодиев. Письма. Статьи, заметки, интервью..., [Л., 1967].

В. Е. Лебедева.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.