право, совокупность решений церковных соборов и постановлений римских пап. В К. п. нашло отражение положение, '... которое занимала церковь в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Первая кодификация К. п. была предпринята в 12 в. болонским монахом Грацианом, написавшим трактат 'Согласование разноречивых канонов', который получил значение источника права . В 1582 в правление папы Григория XIII был издан 'Свод канонического права' (Corpus juris canonici), представлявший собой дополненное и переработанное издание трактата Грациана. Особенно широкой компетенция церковных судов была в средние века, характеризовавшиеся укреплением связи между церковью и государством. К церковной юрисдикции относилась значительная часть внецерковных (главным образом гражданских) правоотношений: брачно-семейные, имущественные и даже уголовные. Соответственно и нормы К. п. не ограничивались внутрицерковной организацией и отношениями, захватывая различные отрасли права.
Развитие абсолютизма и повышение роли светских судов привели к постепенному сужению сферы действия К. п., окончательно закрепленному при буржуазном строе. Например, 'Кодекс канонического права 1917', изданный папой Бенедиктом XV, регулирует только внутрицерковные дела. Содержащиеся в этом кодексе нормы можно рассматривать как правовые лишь в той мере, в какой они признаются обязательными тем или иным государством.
В православной церкви К. п. именуется совокупность канонических правил, установленных главным образом на церковных соборах. Значительная часть этих правил включалась в церковное право , действовавшее в царской России.
П. С. Грацианский.