Значение КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

? в буквальном смысле право, содержащееся в церковных канонах (см.), в противоположность праву, содержащемуся в императорских законах. В зап. церкви под К. правом стали разуметь вообще постановления, исходящие от церковной власти, в отличие от постановлений светской. Таким образом, источниками К. права стали считать, кроме канонов вселенских соборов, постановления пап, поместных зап. соборов и вообще весь тот материал, который позднее вошел в Corpus juris canonici (см.). Позднейшее понятие К. права на Западе и есть поэтому понятие права, содержащегося в этом юридическом сборнике. Так как, с одной стороны, в состав норм Corpus juris canonici вошли далеко не одни только нормы, касающиеся строя и организации церкви, но и ряд постановлений нецерковного характера, образовавшихся вследствие чрезвычайного расширения юрисдикции церкви и сферы ее светского господства, а с другой стороны ? нормы, касавшиеся церкви и ее организации, издавались не только духовной, но и светской властью, то понятие К. права отнюдь не соответствует понятию церковного права (см.). Оно в одно и то же время и шире его (постановления, касающиеся внецерковной области), и у же, так как в состав его не входят нормы, исходящие от светской власти. Развитие понятия и содержания К. права заканчивается вместе с завершением Corpus jur. canonici как самостоятельного источника права. С постепеным падением светской власти пап и церкви вообще и с ограничением церковной юрисдикции сокращается мало-помалу значение и практическая сила нецерковных норм Corporis juris canonici; вместе с тем организация церкви все более и более связывается с государственной организацией, подпадая в значительной мере действию норм светской власти. Понятие К. права, таким образом, постепенно вытесняется понятием церковного права, которое теперь и принято учеными, как наиболее точное обозначение норм, регулирующих жизнь церкви. Название К. права вместо церковного употребляется, впрочем, иногда и теперь, особенно в обыденной речи, на том основании, что большинство норм старого К. права является главною составною частью права церковного. Принципиально это название удерживают некоторые католические писатели, не признающие для церкви иных норм, кроме исходящих от ее главы ? Папы, и некоторые русские богословы и юристы ввиду того, что для права как вост. церкви вообще, так в особенности русской, различие между нормами, исходящими от церкви и от светской власти, исчезло. Подробности о составе К. права см. Corpus juris canonici и Церковное право. ? Ср. Hinschius, "Geschichte und Quollen d. Kanonisch. Rechts" (в "Holtzendorffs Encykl. d. Rechtsw.", ¬ 1); Суворов, "Курс церковного права" (т. I, 13, 282 сл.).

В. H.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.