Значение КАМЕРНЫЙ ТЕАТР в Большой советской энциклопедии, БСЭ

КАМЕРНЫЙ ТЕАТР

театр (20 ноября 1920 постановлением Наркомпроса был включен в сеть академических), драматический театр в Москве. Открылся в 1914 спектаклем 'Сакунтала' Калидасы. Основатель и руководитель театра - А. Я. Таиров , поставивший наиболее значительные спектакли. По замыслу Таирова, театр должен был противопоставить свою творческую программу натурализму на сцене и т. н. 'условному' театральному искусству начала века. К. т. развивался прежде всего как театр трагедии, тяготея к полярным жанрам ('сегодня - мистерия, завтра - арлекинада'), к синтетическому театральному творчеству. Таиров провозглашал самостоятельную ценность сценического искусства и воспитывал актёра как виртуозного мастера всех театральных жанров и форм. Особенно большое значение придавал он пантомиме (вначале как самостоятельному зрелищу, а затем делал его одним из элементов драматического спектакля). Многие работы К. т. имели экспериментальный характер, не все из них завершались удачей, а иногда вызывали острые дискуссии. В поисках своего особого места в системе сов. реалистического искусства театр выдвигал декларации, в которых определял свой художественный стиль (например, 'структурный реализм' - подразумевалась сложная художественная структура сценических произведений; 'крылатый реализм' - подразумевалась необходимость обострённых по форме художественных обобщений). К. т. приобрёл широкую известность (особенно после зарубежных гастролей в 1923, 1925 и 1930).

Ведущей актрисой К. т. была А. Г. Коонен . Постановка 'Оптимистической трагедии' Вс. Вишневского (1933, Комиссар - А. Г. Коонен) стала одной из общепризнанных новаторских вершин революционной героики на сов. сцене.

Среди крупнейших спектаклей К. т.: 'Фамира Кифаред' Анненского (1916), 'Адриенна Лекуврер' Скриба и Легуве (1919), 'Федра' Расина, 'Жирофле-Жирофля' Лекока (оба в 1922), 'Косматая обезьяна', 'Любовь под вязами' (оба в 1926) и 'Негр' (1929) О'Нила; 'Опера нищих' Брехта и Вейля (1930), 'Мадам Бовари' по одноименному роману Флобера (1940), 'Пока не остановится сердце' Паустовского (1943), 'Чайка' Чехова, 'Без вины виноватые' Островского (оба в 1944-), 'Старик' Горького (1946). В 1950 К. т. был закрыт; часть труппы вошла во вновь организованный Московский драматический театр им. А. С. Пушкина.

Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, М., 1958; Марков П., Новейшие театральные течения, М., 1924; Политические отклики западной прессы на гастроли Московского Государственного Камерного театра, М., 1924; Державин К., Книга о Камерном театре, Л., 1934; Таиров А., Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма, М., 1970; Головашенко Ю., Режиссерское искусство Таирова, М., 1970.

Ю. А. Головашенко.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.