Значение слова ИСИХАЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ИСИХАЗМ

(от греч. hesychia - покой, безмолвие, отрешённость), мистическое течение в Византии. Понятие 'И.' включает два аспекта. В более общем смысле слова И. - этико-аскетическое учение о пути человека к единению с богом через 'очищение сердца' слезами и через сосредоточение сознания в себе самом; для этого была разработана система приёмов психофизического самоконтроля, имеющая некоторое внешнее сходство с методами йоги (наклонная сидячая поза, регулировка дыхания и движения крови, последовательное недоверие к самопроизвольным 'помыслам', практика так называемой молитвы Иисусовой, предполагающая сосредоточенное повторение одной и той же фразы несколько тысяч раз подряд, и т. п.). Это учение было создано египетскими и синайскими аскетами 4-7 вв. (Макарий Египетский, Евагрий, Иоанн Лествичник); в условиях религиозной реставрации 14 в. оно претерпело обновление и развитие, но отнюдь не было создано заново. Лишь в таком смысле можно говорить об И. Григория Синаита , а также его русских последователей (например, Нила Сорского ). В более узком смысле под И. подразумевается религиозно-философское учение, разработанное Григорием Паламой в спорах с представителями теологического рационализма и включающее тезис о различии сущности и энергий бога (доктрина о несотворённости 'фаворского света'). Паламизм, исторически соединявшийся также с общественно-политической позицией - поддержкой императора Иоанна Кантакузина, после продолжительной борьбы был признан на Влахернском поместном соборе в 1351 официальным православным учением.

Лит.: Успенский Ф., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891, с. 246-364; Сырку П., К истории исправления книг в Болгарии в XIV в., т. 1, в. 1, СПБ, 1899, с. 78-102, 168-240; Острогорский Г., Афонские исихасты и их противники, 'Записки Русского научного института в Белграде', 1931, [вып. 5]; Прохоров Г. М., Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в., в кн.: Труды отдела древнерусской литературы, т. 23, Л., 1968, с. 86-108; Lossky V., Theologie mystiqie de leglise dorient, P., 1960; lvanka E. von, Hesychasmus und Polamismus..., 'Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinischen Gesellschaft', 1952, Bd 2, S. 23-34. С. С. Аверинцев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.