Значение ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ

распев , основной фонд русских церковных напевов. Название происходит от старославянского слова 'знамя'. Знаменами, или крюками , назывались безлинейные знаки, применявшиеся для записи напевов. Первоначально название З. р. означало записанные напевы, в отличие от пения по устной традиции. З. р. сложился в 12 в. на основе заимствованных из народных песенности кратких мотивов, получивших название полевок; они подчинялись системе осмогласия . Количество полевок постепенно увеличивалось, и в 16 в. З. р. достиг апогея своего развития. Мелодии из псалмодийных переросли в широкораспевные, с цветистым высотным контуром и сложным ритмом. В 17 в. в связи с общей тенденцией к упрощению напевов ради лучшего ощущения лада и большей ясности текстов песнопения З. р. подверглись сокращению. Редакцию с купюрами стали называть малым. а несокращённую - большим З. р. В 1772 мелодии З. р. (Обиход, Ирмологий, Октоих и Праздники) были изданы в квадратной ноте (см. Нотное письмо ). Многие мелодии З. р. гармонизованы П. П. Турчаниновым, А. Ф. Львовым, П. И. Чайковским, А. Д. Кастальским, С. В. Рахманиновым и др.

Лит.: Разумовский Д. В., Церковное пение в России. М.. 1867-1869; Металлов В.. Очерк истории православного пения в России, 4 изд., М., 1915; Вознесенский И., О церковном пении православной Греко-Российской церкви. Большой знаменный напев. К., 1897; Бражников М., Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева, XII-XVIII веков. Л. - М., 1949; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971; его же. Образцы древнерусского певческого искусства, 2 изд., Л., 1971.

Н. Д. Успенский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.