(Zenon) из Китиона (на острове Кипр) (около 336-264 до н. э.), древнегреческий философ, основатель школы стоицизма . Обучался у киника Кратеса, представителя мегарской школы Стилпона, а также у философов Академии платоновской и Полемона. В 308 до н. э. основал собственную школу в Афинах. Сочинения З. дошли до нас только в отрывках.
Учение З., складывавшееся в условиях формирования могущественных эллинистических государств, характеризуется преимущественно вниманием к обоснованию внутренней независимости личности. З. строит этику на основе физики, т. е. учения о природе. Вслед за Гераклитом основой сущего З. провозглашает огонь, который он отождествляет с божественным логосом . Над миром господствует необходимость, или фатум, однако сам мир - живое целое, пронизанное божественным дыханием (пневмой). В человеческом поведении первичным является влечение, движение души, определяющее причины отдельных человеческих действий. Учение о влечении предшествует у З. учению о добродетели. Цель разумного влечения - добродетельная жизнь, которую З., в согласии с киниками, определял как жизнь, сообразную с природой. Добродетель есть устойчивое, самотождественное состояние познающего разума - вслед за Сократом З. отождествлял добро с разумом, знанием, внося в этику сильную струю рационализма (в пороках З. видит лишь недостаток знаний). В учении З. о доблестных и дурных поступках выступает важное для стоиков понятие о долге - неписаном законе, с которым отдельное лицо сообразует свои действия и в котором сказывается общая зависимость всего от объективных закономерностей природы. Напротив, страсть - чрезмерное влечение, свершающееся наперекор природе и разуму. Мудрец добровольно стремится исполнять всевластную необходимость; он добродетелен и, в силу разумности, бесстрастен.
В учении об обществе З. развивал космополитическое воззрение, отразившее процесс становления мирового государства. З. распространяет на государство закон, общий для всех народов и обнимающий весь мир; благо всех выше блага отдельного лица. Политический закон совпадает для З. с нравственным. В педагогических идеях З. намечены предпосылки учения о характере. Вера З. в определяемость нравственного поступка мышлением связывала З. с сократовской традицией и оказала значительное влияние на развитие психологии и этики.
Фрагменты в книге: Arnim 1., Stoicorum veterum fragmenta, v. 1, Lipsiae, 1921.
Лит.: История философии, т. 1, М., 1940 (см. указатель имён): Pohlenz М., Die Stoa, 2 Aufl., Gott., 1959.
В. Ф. Асмус.