Значение ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ

Элейский (Zenon Eleates) (около 490-430 до н. э., Элея, Южная Италия), древнегреческий философ. Развивал учение Парменида о едином, отрицая познаваемость чувственного бытия, множественность вещей и их движения и доказывая немыслимость чувственного бытия вообще. Аристотель считал З. Э. основателем диалектики , так как он одновременно много занимался установлением противоречий и, по-видимому, полагал, что истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных мнений (есть указания на то, что З. Э. излагал своё учение в диалогической форме). З. Э. известен знаменитыми парадоксами ( апориями ) .

Аргументы З. Э. привели к кризису древнегреческой математики, преодоление которого было достигнуто только атомистической теорией Демокрита . Основная мысль апорий З. Э. (как и Парменида) состоит в том, что прерывность, множественность, движение характеризуют картину мира, как она воспринимается чувствами. Но эта картина недостоверна. Истинная картина мира постигается мышлением. Попытка мыслить множество приводит математику к противоречию. Следовательно, множественность немыслима. То же с мыслимостью движения. Диалектика З. Э. основывалась на постулате недопустимости противоречий в достоверном мышлении: появление противоречий, возникающих при предпосылке мыслимости множественности, прерывности и движения, рассматривается как свидетельство ложности самой предпосылки и в то же время свидетельствует об истинности противоречащих ей положений о единстве, непрерывности и неподвижности мыслимого (а не чувственно воспринимаемого) бытия.

Критику аргументов З. Э. с позиций идеалистической диалектики дал Гегель (см. 'Лекции по истории философии', т. 9, Л., 1932, с. 231-45). С позиций материалистической диалектики эта критика дана В. И. Лениным (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 230-33). Апории З. Э. явились важнейшим этапом на пути развития античной диалектики. Они оказали существенное влияние и на развитие философии в новое время, в частности на философское обоснование математики.

Фрагменты в книге: Diels Н., Die Fragmente der Vorsokratiker, 9 Aufl., Bd I, B., 1959; Маковельский А., Досократики, ч. 2, Каз., 1915.

Лит.: Сватковский В. П., Парадокс Зенона о летящей стреле, 'Журнал Министерства народного просвещения', 1888, | 4, отд. 5, с. 203-39; Херсонский Н. Х., У истоков теории познания. (По поводу аргументов Зенона против движения), там же, 1911, |8; Богомолов С. А., Актуальная бесконечность (Зенон Элейский, Ис. Ньютон, Г. Кантор), Л. - М., 1934; Гокиели Л. П., О природе логического, Тб., 1958, с. 32-58; Асмус В. Ф., История античной философии, М., 1965, с. 40-45; Zeno of Elea. A text, with translation and notes by H. D. P. Lee. Camb., 1936; Frankel H., Wege und Formen fruhgriechischen Denkens, Munch., 1955; Grunbaum A., Modern science and Zeno's paradoxes, L., [1968].

А. Ф. Лосев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.