Значение ЗАВАДСКИЙ ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЗАВАДСКИЙ ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Юрий Александрович [р. 30.6(12.7).1894, Москва], советский режиссёр и актёр, народный артист СССР (1948). Член КПСС с 1944. Творческий путь З. начался в 1915 в Студии Е. Б. Вахтангова. В Театре им. Вахтангова сыграл Антония ('Чудо святого Антония' Метерлинка) и Калафа ('Принцесса Турандот' Гоцци). Ученик Вахтангова, З. воспринял от него изящество и строгую чёткость внешнего рисунка роли, одухотворённость и внутреннюю наполненность исполнения. Режиссёрским дебютом З. был спектакль 'Женитьба' Гоголя (1924). В 1924-31 З. - артист МХАТа; роли: Чацкий ('Горе от ума' Грибоедова), граф Альмавива ('Безумный день, или Женитьба Фигаро' Бомарше) и др. Одновременно до 1936 руководил основанной им в 1924 театральной студией (с 1927 Театр-студия под руководством З.), где поставил спектакли: 'Любовью не шутят' Мюссе, 'Вольпоне' Бен Джонсона, 'Ученик дьявола' Шоу, 'Школа неплательщиков'- Вернея и др. В 1932-35 З. возглавлял Центральный театр Красной Армии; в спектаклях 'Мстислав Удалой' Прута (1932), 'Гибель эскадры' Корнейчука (1934) режиссёр передал героический пафос Гражданской войны. З., творчески развивая сценические традиции К. С. Станиславского и Е. Б. Вахтангова, стремится к стилистической определённости формы спектакля, придаёт большое значение раскрытию авторского замысла силами актёрского ансамбля. В 1936-40 З. возглавлял Театр им. Горького (Ростов-на-Дону), где поставил спектакли 'Любовь Яровая' Тренева, 'Укрощение строптивой' Шекспира и др. С 1940 З. - главный режиссёр Московского театра им. Моссовета. В спектакле 'Машенька' Афиногенова (1941) З. проявил присущие его таланту тонкий психологизм, мягкий юмор, мажорное восприятие действительности. Особенно ярко комедийное дарование З. раскрылось в постановках пьес Гольдони - 'Трактирщица' (1940) и 'Забавный случай' (1943). В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 в искусстве З. преобладающее звучание приобрели суровые героические мотивы, они особенно проявились в спектаклях 'Нашествие' Леонова (1943), 'Встреча в темноте' Кнорре (1944) и 'Бранденбургские ворота' Светлова (1946), посвященных героике военных лет. Среди многочисленных постановок произведения советских драматургов: 'Дали неоглядные' Вирты (1957), 'Битва в пути' Николаевой и Радзинского (1959), 'Совесть' Павловой (1963, совместно с А. Л. Шансом), 'Шторм' Билль-Белоцерковского (1967). Интерпретация классической драматургии ('Отелло' Шекспира, 1944, 'Чайка' Чехова, 1945, 'Госпожа министерша' Нушича, 1946, 'Виндзорские насмешницы' Шекспира, 1957, 'Леший' Чехова, 1960, и др.) проникнута стремлением выразить характерные особенности стиля и сценической формы, свойственные драматургии, связать классику с современностью. Эти спектакли отличает тонкое и живое ощущение современности, сочетание лиризма, психологической достоверности образов с глубоким оптимизмом звучания. Значительное место в творчестве З. занимают спектакли 'Маскарад' Лермонтова (1-я редакция - 1952, 2-я - 1964) и 'Петербургские сновидения' (по роману Достоевского 'Преступление и наказание', 1969), исполненные трагедийного звучания и больших философских обобщений. За спектакль 'Маскарад' З. удостоен Ленинской премии (1965). С 1940 преподаёт в ГИТИСе (с 1947 профессор). Государственная премия СССР (1946, 1951). Награжден 3 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Из опыта режиссёра, в кн.: Работа режиссёра над советской пьесой, М. - Л., 1950; Об искусстве театра, М., 1965.

Лит.: Образцова А., Театр им. Моссовета, [М.], 1959.

К. Л. Рудницкий.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.