Значение ЖАКОБ МАКС в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЖАКОБ МАКС

(Jacob) Макс (11.7.1876, Кемпер, департамент Финистер, - 5.3.1944, концлагерь Драней), французский писатель. Начал печататься в 1903. Сблизившись с Г. Аполлинером , П. Пикассо , Ж. Браком , выступал в 1900-е - начале 1910-x гг. как один из поборников 'кубистической поэзии' и вдохновителей кубизма в живописи. Его книга 'Поэтическое искусство' (1922), утверждающая иррационализм, отказ от сюжета, его стихи с религиозными мотивами, фантастически-неясными образами-'мифами', построенные на аллитерациях и каламбурах, временами переходящих в бессмыслицу ('Центральная лаборатория', 1921, 'Кающиеся в розовых трико', 1925, и др.), оказали влияние на сюрреалистов (см. Сюрреализм ). Для романов Ж. ('Филибют или золотые часы', 1922, 'Участок Бушабаль', 1923), своеобразных по жанру произведений, в которых смешиваются стихи и проза ('Святой Маторель', 1909, 'Оправдание Тартюфа...', 1919), характерно переплетение фантастики и гротескно изображенной буржуазной реальности. Ж. умер в лагере, куда был заключён немецкими фашистами как еврей ('Письма к Салакру', опубл. 1957).

Соч.: Derniers poèmes en vers et en prose, P., [1961]; в рус. пер. - [Стихи], в кн.: Я пишу твое имя. Свобода, М., 1968.

Лит.: История французской литературы, т. 3 . М., 1959; 'Europe'. 1958, avr. - mai, | 348-49 (| посвящен М. Жакобу).

О. И. Ильинская.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.