Значение ДУЧЧО ДИ БУОНИНСЕНЬЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ДУЧЧО ДИ БУОНИНСЕНЬЯ

ди Буонинсенья (Duccio di Buoninsegna) (около 1255-1319), итальянский живописец. Основоположник сиенской школы живописи 14 в. Стоял в стороне от новаторских исканий мастеров римской и флорентийской школ. Испытал воздействие итало-византийской живописи и французской готической миниатюры. Произведениям Д. ди Б. свойственны, однако, отдельные черты искусства Проторенессанса . Созданные художником алтарные образы с их орнаментальными золотыми фонами, звучной, изысканной цветовой гаммой ('Мадонна со святыми', Национальная пинакотека, Сиена; 'Мадонна Ручеллаи', 1285, Галерея Уффици, Флоренция) отличаются лиризмом, эмоциональной выразительностью утончённого линейного ритма. В главном произведении - алтарном образе сиенского собора 'Маэста' (двусторонний полиптих, 1308-11, основная часть - ныне в Музее собора, Сиена) с изображением Мадонны в окружении святых и ангелов на лицевой стороне и сцен 'страстей' Христа на оборотной стороне - Д. ди Б., не порывая окончательно со средневековыми канонами, стремится придать большую жизненность и убедительность традиционным композиционным схемам, передать пространство и объём. Существуют разные варианты реконструкции полиптиха.

Лит.: Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М.-Л., 1939, с. 110-117; Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 2, М., 1959, с. 157-165; Brandi С., Duccio, Firenze, 1951; Carli E., Duccio, Mil., 1962.

И. Е. Данилова.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.