сторонники религиозного движения в римской Северной Африке 4-5 вв. Движение Д. возникло в 311, когда часть африканских церквей отказалась признать только что избранного карфагенского епископа Цецилиана. Этим было положено начало расколу африканской христианской церкви на 'цецилианистов', или 'католиков', и противников Цецилиана, позже названных Д. (по имени их руководителя епископа Доната). Ортодоксальную католическую церковь, которая при покровительстве римского императора Константина I и его преемников превратилась в активного защитника существующего социального и политического строя, в Северной Африке поддерживали преимущественно представители господствующего класса. К Д. примыкали главным образом трудящиеся и эксплуатируемые слои: колоны, рабы, городская беднота. Д. проповедовали непримиримость к христианам, отступившим от своей веры в начале 4 в. в период гонений на них римских властей, прославляли 'мучеников за веру'. С середины 4 в. движение Д. ясно обнаруживает черты оппозиции римской власти. Донатистская церковь поддержала антиримские восстания, возглавленные вождями мавретанских племён, братьями Фирмом (371-373) и Гильдоном (397-398). Однако выступления рядовых Д. против крупного землевладения и эксплуатации (восстания агонистиков ) внушали страх епископам Д., которые даже призывали против восставших римские войска. К концу 4 в. к Д. примкнули антиримски настроенные представители господствующего класса. После совместного Карфагенского собора 411 ортодоксальной и донатистской церквей римские власти официально объявили о запрещении донатизма и организовали преследование Д.; однако они существовали в Африке ещё в 6 в.
Лит.: Дилигенский Г. Г., Северная Африка в IV-V вв., М., 1961 (имеется подстрочная библ.).
Г. Г. Дилигенский.