Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Христианство , вероучение, исходящее от Иисуса Христа и основанные на нем формы организации общественной религиозной жизни.
Самой ранней формой было новые религиозные общины иудео-христиан после первой проповеди апостолов в Иерусалиме . Путем проповеди апостолов и их преемников, передвижения римских легионов, торговых сношений, путешествий Христианство проникло в Галлию , Германию , Испанию , Британию , Египет , и в начале III в. христианские общины существовали во всех частях тогдашнего мира.
Устройство и администрация первобытных общин были очень просты. Служители церкви избирались обществом верующих и делились на 3 степени: диаконов , пресвитеров и епископов . Первоначально в высшем римском обществе христианское учение встречено враждебно и в течение трех веков христиане подвергались жестоким гонениям. Но проникновение Христианства в армию заставило Константина Великого (306-337) издать ряд эдиктов, гарантировавших Христианству свободу и духовенству льготы. Окончательное торжество Христианства наступило при преемниках Юлиана Отступника ( Валентиниане , Грациане , Феодосии I и Юстиниане ).
Кроме внешних гонений, христианскую Церковь тревожили расколы и ереси :
с I в. назареи , эвиониты ;
во II в. гностики (дуализм духа и материи), аскетические секты;
в III в. манихеи и донатисты .
Развитие ересей привело к созыву Вселенских Соборов для разрешения догматических вопросов и издания правил церковного благочиния. В тесной связи с деятельностью Вселенских Соборов стояли творения отцов и учителей церкви: Афанасия Великого , Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста и др. Важное нравств. воспитат. значение имело монашество .
В духовной иерархии Христианства с течением времени произошли перемены: за епископами столичных городов Вселенские Соборы признали особые права и титул патриархов (римск., александрийск., антиохийск., иерусал., константиноп.). Область римских патриархов расширилась на весь запад Европы и получила важное политическое значение, на котором римские папы основывали свои притязания на первенство в духовной иерархии.
Богословские и административные разногласия привели к разделению церквей на западную или римско-католическую , и восточную, греческую или православную . В XVI и последующих веках вместе с реформацией возникли различные протестантские церкви лютеранская , реформатская , англиканская и много различных сект.
Статистика По данным энциклопедии Britannica на 1995 год численность христиан была представлена следующими цифрами:
Православные - 217 948 000 (11%)
Католики - 968 000 000 (50%)
Протестанты - 395 867 000 (21%)
Англикане - 70 530 000 (4%)
Разные секты - 275 583 000 (14%)
Литература
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент