Значение ДЖЕМС УИЛЬЯМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ДЖЕМС УИЛЬЯМ

Джеймс (James) Уильям (11.1.1842, Нью-Йорк, - 16.8.1910, Чокоруа, Нью-Хэмпшир), американский философ-идеалист и психолог, один из основателей прагматизма . Профессор физиологии и психологии, затем философии Гарвардского университета (1872-1907). Во взглядах Д. противоречиво сочетались эмпиризм и биологизм с крайним индивидуализмом, утверждением свободы воли и элементами мистицизма. Развивая идеи Ч. Пирса , Д. выдвинул новый, 'прагматический' критерий истинности, согласно которому истинно то, что отвечает практической успешности действия. Истина, по Д., '... просто выгодное в образе нашего мышления' ('Pragmatism', N. Y., 1963, р. 98). Д. пытался стать над материализмом и идеализмом, объявляя единственной реальностью непосредственный чувственный опыт индивида (так называемый радикальный эмпиризм). Первичный материал опыта 'нейтрален', но его элементы могут выступать в процессе познания и как физическое, и как психическое в целях практического удобства. Мысли, согласно Д., как и вещи, состоят из ощущений и впечатлений (см. 'Существует ли сознание-', 1904, в сборнике: Новые идеи в философии, сборник 4, 1913), что сближает позиции Д. с махизмом . В. И. Ленин считал различия между махизмом и прагматизмом Д. в понимании опыта 'ничтожными и десятистепенными' (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 363, примечания). В психологии Д. выступил против ассоцианизма , развив, в противовес ему, свою концепцию 'потока сознания' - непрерывно сменяющих друг друга целостных и индивидуальных психических состояний, смена которых отражает физиологические процессы в организме. Д. выдвигает на первый план принцип активности психической жизни и примат в ней воли и интереса. Психика, по Д., обладает жизненной, 'функциональной' ценностью, будучи орудием биологического выживания индивида. Учение Д. об эмоциях как выражении телесных движений послужило одним из истоков позднейшего бихевиоризма . В работах по психологии религии Д. сводил религию к индивидуальным переживаниям, подлежащим научному анализу, и в то же время с позиций прагматизма защищал религию, которая 'истинна' постольку, поскольку полезна, т.к. она якобы придаёт уверенность и устойчивость существованию. Д. также активно занимался парапсихологическими опытами и спиритизмом.

В своих политических воззрениях Д. - представитель буржуазного либерализма.

Соч.: Principles of psychology, v. 1-2, N. Y., 1890; в рус. пер. - Научные основы психологии, СПБ, 1902; Зависимость веры от воли, СПБ, 1904; Многообразие религиозного опыта, М., 1910; Прагматизм, СПБ, 1910; Вселенная с плюралистической точки зрения, М., 1911.

Лит.: Быховский Б. Э., Прагматизм и 'радикальный эмпиризм' У. Джемса, в сб.: В. И. Ленин и вопросы марксистской философии, М., 1960; Богомолов А. С., Англо-американская буржуазная философия эпохи империализма, М., 1964, гл. 4, ¬ 1; Perry R. В., Thought and character of W. James, v. 1-2, Boston, 1935; Morris L. R., W. James, N. Y., 1950; WiId J., The radical empiricism of W. James, N. Y., 1969. См. также литературу при ст. Прагматизм .

Б. Э. Быковский, Д. Н. Ляликов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.