Значение ДЕРЖАВИН ГАВРИЛА РОМАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ДЕРЖАВИН ГАВРИЛА РОМАНОВИЧ

Гаврила Романович [3(14).7.1743, деревня Кармачи или деревня Сокуры, ныне Лаишевского района Татарской АССР, - 8(20).7.1816, с. Званка, ныне Новгородская область], русский поэт. Родился в небогатой дворянской семье, учился в Казанской гимназии (1759-62). С 1762 Д. служил солдатом в гвардейском Преображенском полку, участвовавшем в дворцовом перевороте, в результате которого на престол взошла Екатерина II. Произведённый спустя 10 лет в офицеры, Д. участвовал в подавлении пугачёвского восстания. Недолго служил в Сенате, где пришёл к убеждению, что 'нельзя там ему ужиться, где не любят правды'. После сочинения 'Оды к Фелице' (1782), обращённой к императрице, был награждён Екатериной II. Назначен губернатором олонецким (с 1784) и тамбовским (1785-88). Будучи кабинет-секретарём Екатерины II (1791-93), Д. не угодил императрице, был отставлен от службы при ней. В 1794 Д. был назначен президентом Коммерц-коллегии. В 1802-03 министр юстиции. С 1803 находился в отставке.

Впервые выступил в печати в 1773. Вначале Д. писал оды в традициях М. В. Ломоносова, но затем создал свой поэтический стиль, нашедший яркое выражение в стихотворениях 'Ода на смерть князя Мещерского' (1779), 'Ода к Фелице', 'Бог' (1784), 'Видение Мурзы' (1789, опубликовано 1791), 'Водопад' (1791-94, опубликовано 1798) и др. Наряду с прославлением монарха, полководцев державинская ода включала изображение недостойных вельмож, нравов придворного общества, а также интимно-лирические мотивы. Д. соединил элементы оды и сатиры в одном стихотворении. Поэт гневно осуждал общественные пороки ('Властителям и судиям', 1780-87, 'Вельможа', 1774-94, опубликовано 1798). Пушкин характеризовал его поэзию: 'Державин, бич вельмож, при звуке грозной лиры, их горделивые разоблачал кумиры' (Полное собрание соч., т. 2, 1956, с. 124). В философской лирике Д. возникали и трагическая антитеза жизни и смерти ('Где стол был яств, там гроб стоит' - в 'Оде на смерть князя Мещерского'), и острое восприятие величия и одновременно ничтожности человека ('Я царь, - я раб, - я червь, - я бог' - в оде 'Бог'), и ощущение неустойчивости человеческих судеб ('Водопад'). Д. пытался найти выход из этих противоречий в религии (ода 'Бог' и др.). В 90-е гг. у Д. преобладает анакреонтическая лирика. В последние годы жизни он обратился и к драматургии.

С 1811 Д. состоял в литературном обществе 'Беседа любителей русского слова' , поддерживал литературных 'староверов' и консерваторов, но в то же время благожелательно относился к В. А. Жуковскому и 'заметил' юного Пушкина. Для художественного метода Д. характерны конкретность изображения, обилие личных биографических мотивов, пластика образов и в то же время типичная для классицизма дидактика и аллегоризм. Поэтический словарь Д. богат определениями, передающими оттенки цвета, насыщен звукописью. Д. внёс элементы живой разговорной речи в поэтический язык.

Соч.: Сочинения, с объяснит. примечаниями Я. К. Грота, т. 1-9, СПБ, 1864-83; Стихотворения, ред. и прим. Г. Гуковского, вступ. ст. И. А. Виноградова, Л., 1933; Стихотворения. Вступ. ст. и подгот. текста В. П. Друзина, М., 1963.

Лит.: Белинский В. Г., Сочинения Державина, Полн. собр. соч., т. 6, М., 1955; Благой Д. Д., Державин, М., 1944; Западов А. В., Мастерство Державина, М., 1958; Серман И. З., Державин, Л., 1967; История русской литературы XVIII в. Библиографический указатель, Л., 1968.

Г. А. Лесскис.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.