Значение ДАВИЧО ОСКАР в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ДАВИЧО ОСКАР

Оскар (р. 18.1.1909, Шабац), сербский писатель. Окончил философский факультет в Белграде (1930). Работал преподавателем средних школ. Был членом т. н. белградской группы сюрреалистов, но вскоре примкнул к интеллигенции, связанной с компартией Югославии. За пропагандистскую деятельность в 1932 осужден на каторгу. Во время фашистской оккупации Югославии был заключён в итальянский концлагерь. После капитуляции Италии (1943) перешёл на партизанскую территорию, принял участие в народно-освободительной борьбе. Творческий путь и идейно-эстетические позиции Д. противоречивы. В начале 30-х гг. Д. пишет в рамках поэтики сюрреализма (сборник 'Анатомия', 1930). С конца 30-х гг. до начала 50-х гг. в его творчестве преобладают элементы реализма (сборник 'Стихи', 1938, поэма 'Зренянин', 1947, сборник 'Вишня за стеной', 1950). Затем Д. снова связывает своё творчество с модернизмом, выступает одним из главных его теоретиков. Поэзия Д. тех лет становится абстрактной, трудной для восприятия (поэма 'Человеков человек', 1953, сборники 'Населённые глаза', 1956, 'Каирос', 1959). Д. много экспериментирует и в области художественной прозы. Роман 'Песня' (1952), в котором изображена борьба белградских комсомольцев-подпольщиков с фашистскими оккупантами, в основном реалистичен (хотя и содержит немало элементов фрейдизма в трактовке характеров). Близки к нему по манере письма романы 'Бетон и светляки' (1956), тетралогия 'Тюрьма' ('Молчание', 1963, 'Голод', 1963, 'Тайны', 1964, 'Бегство', 1966). В этих произведениях, как и в романах, написанных в сугубо модернистской, преимущественно сюрреалистской, манере ('Рабочее название бесконечность', 1958, 'Генералбас', 1962), Д. ставит в полемическом плане проблемы социализма, гуманизма, революционной этики, трактуя их нередко с фрейдистских позиций.

Лит.: Николин В. М., Рябова Е. И., На ложном пути, в сборнике: Литература славянских народов, в. 6, М.. 1961; Ильина Г. Я., Романы Оскара Давичо, там же, в. 7, М., 1962; Kapidzic- Оsmanagic Н.. Srpski nadrealizam i njegovi odnosi sa francuskim nadrealizmom, Sarajevo, 1966: Библиографjа Оскара Давичо, Београд, 1969.

М. Богданов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.