Значение УАЙЛЬД ОСКАР ФИНГАЛ О'ФЛАЭРТИ УИЛС в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое УАЙЛЬД ОСКАР ФИНГАЛ О'ФЛАЭРТИ УИЛС

Уайлд (Wilde) Оскар Фингал О'Флаэрти Уилс (16.10.1854, Дублин,- 30.11.1900, Париж), английский писатель и критик. Ирландец по национальности. Окончил Оксфордский университет (1879). Сборник 'Стихотворения' (1881) имел успех. Под влиянием лекций Дж. Рескина об искусстве увлекся идеями так называемого эстетического движения, проповедовал необходимость возрождения красоты в повседневной жизни как средства преодоления практицизма буржуазного общества. В 1882 совершил турне по городам США, выступая с лекциями по эстетике; в США издал революционную мелодраму 'Вера, или Нигилисты' (1882, рус. пер. 1925, Берлин), выразившую бунтарские настроения молодого писателя, и стихотворную трагедию 'Герцогиня Падуанская' (1883, рус. пер. В. Брюсова, 1911). Вернувшись в Лондон, сотрудничал в газетах и журналах. Был осужден на два года тюремного заключения по обвинению в безнравственности (1895-97), по выходе из тюрьмы поселился в Париже. Душевный надлом получил отражение в поэме 'Баллада Редингской тюрьмы' (1898, рус. пер. В. Брюсова, 1915) и в посмертно опубликованной исповеди 'De Profundis' (1905).

В обстановке социального и идеологического кризиса английской буржуазного общества конца 19 в. У. примыкал к антибуржуазному направлению в литературе и театре, в некоторой степени испытав влияние идей социализма ('Душа человека при социализме', 1891). Представление о том, что искусство не только самоценно, но первично по отношению к жизни, сближало его с декадентским эстетизмом и сторонниками 'искусства для искусства'. Однако творчество У. было не лишено значительного жизненного содержания. Ранняя поэзия У. изысканно орнаментована, книжна, в ней сильно влияние французского символизма. Наряду с этим в его творчестве звучат социальные мотивы. В 'Балладе Редингской тюрьмы' декадентские мотивы любви на грани смерти сочетаются с горячим состраданием к несчастью человека.

Сказки ('Счастливый принц', 'Звёздный мальчик') и 'Стихотворения в прозе' У. лиричны, возвышенны по стилю и содержанию. 'Кентервильское привидение', 'Преступление лорда Артура Севиля' - остросюжетные новеллы, пронизанные иронией. Образец интеллектуального романа конца 19 в. - 'Портрет Дориана Грея' (1891). Украсив всем блеском своего стиля проповедь аморализма, вложенную в уста лорда Генри, У. вместе с тем признаёт, что культ красоты и жажда наслаждений не должны приводить к отказу от истинной нравственности. Однако современниками роман в основном воспринимался как проповедь эстетского аморализма.

Трагедии 'Герцогиня Падуанская', 'Саломея' (1893; первоначально на французском языке), 'Флорентийская трагедия' (1895, опубликована в 1908, не закончена) - попытки возрождения поэтической драмы больших страстей. Иной характер имеют светские комедии, полные остроумных парадоксов и эпиграмм на нравы господствующих классов: 'Веер леди Уиндермир' (1892), 'Женщина, не стоящая внимания' (1893), 'Как важно быть серьёзным' (поставлена 1895, опубликована в 1899). Социально-критические мотивы сильны в комедии 'Идеальный муж' (1895), где изобличаются нечистые методы буржуазных карьеристов.

В критических статьях 80-х гг. (сборник 'Замыслы', 1891) У. осветил наиболее близкие ему явления современной английской литературы (У. Моррис, У. Патер, Ч. А. Суинберн и др.). Вместе с тем он высоко ценил народное песенное творчество, поэзию П. Беранже и с уважением писал о художественном мастерстве О. Бальзака, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского.

Соч.: Complete works, L. - Glasgow, 1966; Critical writings, L., 1970: The letters, ed. by R. Hart-Davis, L., 1962; The critical heritage, ed. by K. Beckson, L., [1970]; в рус. пер. - Полн. собр. соч., под ред. К. И. Чуковского, т. 1-4, СПБ, 1912; Избр. произв., т. 1-2, М., 1960; Пьесы, М., 1960.

Лит.: История английской литературы, т. 3, М., 1958; Чуковский К., Оскар Уайльд, в его кн.: Люди и книги, М., 1960, с. 625-70; Harris F., O. Wilde, his life and confessions, v. 1-2, N. Y., 1918; Pearson Н., Oskar Wilde, his life and wit, L. - N. Y., 1946; San Juan E., The art of О. Wilde, Princeton, 1967; Mason S., Bibliography of O. Wilde, [2 ed.], L., [1967].

А. А. Аникст.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.