Значение КУРОСАВА АКИРА в Энциклопедии Япония от А до Я

КУРОСАВА АКИРА

(1910–1998) - кинорежиссер. Первоначально художник, участвовал в работе Ассоциации пролетарского искусства Японии. В кино с 1936 г. Дебютировал фильмом "Сугата Сансиро" (1943). После войны вместе с К. Ямамото и X. Сэкигава поставил фильм "Люди, творящие завтра" (1946). Демократическая атмосфера послевоенных лет отразилась в фильмах "Я не жалею о своей юности" (1946), "Великолепное воскресенье" (1947). В фильме "Пьяный ангел" (1947) Куросава воплотил идею о необходимости творить добро, жить для людей, ставшую основной в его творчестве. С этого фильма началось содружество Куросавы с Т. Мифунэ. Международную славу принесла лента "Расёмон" (1950, премия "Оскар" - 1951), в которой сказалась приверженность Куросавы к яркой исключительности характеров, бурным страстям, острым столкновениям в драматургии. Куросава активно вторгается в социальные и нравственные проблемы современности. Предмет особой увлеченности Куросавы - жизнь самурайского сословия. Ироничное отношение к феодальной морали, попытка обновить традиционный жанр кэнгэки проявились в фильме "Семь самураев" (1954, премия "Оскар" - 1955) и фильмах, поставленных в созданной им в 1960 г. компании "Куросава про" ("Телохранитель", 1961; "Цубаки Сандзюро", 1962). Куросава неоднократно обращался к классическим произведениям западной литературы: "Идиот" (1951, по Ф. Достоевскому), "Замок паутины" (1957, по "Макбету" В. Шекспира), "На дне" (1967, по М. Горькому), перенеся события на японскую почву. В фильме "Записки живого" (1955) выразил свою антивоенную позицию. Гражданские устремления реализует особенно упорно после создания собственной компании: "Чем хуже человек, тем лучше он спит" (1960), "Рай и ад" (1963). Гуманистическая позиция Куросавы наиболее полно раскрылась в фильме "Красная борода" (1965). Кризисная ситуация в японском кино заставила Куросаву пойти на сотрудничество с Голливудом, но все планы так и остались нереализованными. Лишь в 1969 г., создав вместе с К. Киноситой, К. Итикавой и М. Кобаяси компанию "Четыре всадника", он сумел поставить современную притчу "Додэскадэн" ("Под стук трамвайных колес", 1970). В 1975 г. по приглашению "Мосфильма" поставил в СССР фильм "Дерсу Узала" (1976, премия "Оскар" - 1976). Впоследствии вернулся к эпохе самурайства в фильмах "Тень воина" (1980) и "Смута" (1985, по мотивам "Короля Лира" В. Шекспира). В 1990 г. поставил навеянный собственными сновидениями фильм "Сны", в 1991 г. - фильм "Августовская рапсодия". Куросава награжден множеством отечественных премий, первым среди кинематографистов Японии получил почетное звание заслуженного деятеля культуры. Обладатель призов международных кинофестивалей в Канне, Венеции, Москве.

Япония от А до Я, энциклопедия.