Значение ВЕРЕЩАГИН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ВЕРЕЩАГИН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Василий Васильевич [14(26).10.1842, Череповец Новгородской губернии, - 31.3(13.4).1904, Порт-Артур, погиб при взрыве броненосца 'Петропавловск'], русский живописец-баталист. Учился в петербургской АХ (1860-63) у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера, А. Е. Бейдемана, а также в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864-1865). Много путешествовал по России и странам Западной Европы, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Участвовал в завоевании Средней Азии, в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах. Свои картины В. писал, главным образом, на основе зарисовок и этюдов с натуры, выполненных во время событий, участником которых был он сам, либо во время путешествий. Стремясь наиболее полно отобразить исторические события, В. объединял свои картины в тематические серии ['Туркестанская' серия (1871-74), 'Балканская' серия (1877-78 и 1880-е гг.), серия на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др.]. По демократической направленности своего творчества В. был близок к передвижникам . В его работах впервые в русском батальном жанре романтическое изображение военной схватки уступило место философски глубоким размышлениям о войне, в результате чего в трактовке В. батальный жанр превратился в батально-исторический. Отказавшись от ложной героизации, условности и парадности академической батальной живописи, В. с глубоким драматизмом показывал жестокие и кровавые будни войны, несущей неисчислимые страдания народам ['После неудачи (Побежденные)', 1868, Русский музей, Ленинград; 'После атаки. Перевязочный пункт под Плевной', 1881, Третьяковская галерея]. Ради того, чтобы увидеть и правдиво запечатлеть самую неприкрашенную картину войны, В. неоднократно шёл на опасные боевые операции. Однако художник не понимал истинной, социальной природы войны. Не зная верных методов борьбы с ней, В. порой обличал её с позиций пацифизма. Но в своих лучших произведениях он с демократических позиций подверг резкой критике захватнические войны. Огромной заслугой В. является то, что он впервые в истории батальной живописи показал в своих полных патриотического пафоса картинах солдат как главную силу военных событий, солдатские мужество и тяжёлый труд (триптих 'На Шипке всё спокойно!', 1878-79, местонахождение неизвестно). Выступая против завоевательных войн ('Апофеоз войны', 1871-72, Третьяковская галерея), обличая феодальное варварство, религиозный фанатизм ('Торжествуют', 1872, там же), колониализм ('Подавление индийского восстания англичанами', около 1884), В. показывал и мужество, и нравственную силу народа, сражающегося с захватчиками (картина из серии об Отечественной войне 1812 'Не замай - дай подойти!', 1887-95, Исторический музей, Москва). В. много работал в области этнографически-бытовой и пейзажной живописи ('Всадник-воин в Джайпуре', после 1874-76, Третьяковская галерея; 'Зырянин', 1893-94, Русский музей; 'В горах Алатау', 1869-70, 'Мавзолей Тадж-Махал в Агре', 1874-76, - обе в Третьяковской галерее). В произведениях В. документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, яркой красочностью живописных решений. Условные приёмы академической живописи, постепенно преодолевавшиеся В. на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения предметного мира в условиях естественной световоздушной среды.

Стремясь пропагандировать своими произведениями антимилитаристские идеи, В. устраивал выставки своих картин в городах Европы и Америки. В. выступал и как писатель-публицист. Творчество В., встретившее горячее одобрение мировой демократической общественности, подвергалось постоянным нападкам со стороны реакционных кругов России и др. стран.

Соч.: На войне в Азии и Европе. Воспоминания, М., 1894; Переписка В. В. Верещагина и В. В. Стасова, М., 1950.

Лит.: Лебедев А. К., В. В. Верещагин, М., 1958 (в кн. перечень лит. работ В. и его произв., хранящихся в музеях СССР, а также подробная библ.).

В. М. Датунов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.