Значение ВЕБЕР МАКС в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ВЕБЕР МАКС

(Weber) Макс (21.4.1864, Эрфурт, - 14.6.1920, Мюнхен), немецкий социолог, историк, экономист и юрист. Профессор в Берлине, Фрейбурге, Гейдельберге, Мюнхене. Диапазон научной деятельности В. очень широк: аграрная история древнего мира и исследование положения ост-эльбских крестьян в Германии конца 19 в., социология религии и методология общественных наук. В целом для творчества В. характерна эволюция от историко-экономической проблематики к вопросам общей социологии. В. испытал значительное влияние позитивизма, неокантианства, философии жизни . Философская позиция В. представляет собой попытку синтеза позитивных, с точки зрения В., положений этих теорий, главным образом кантианства с некоторыми элементами, заимствованными из марксизма. В отличие от психологизирующей методологии истории В. Дильтея и идиографизма Г. Риккерта , в теории социологического познания В. придавал большое значение единству принципа причинности и теории 'понимания'. Задача социологии, по В., дать 'понимание', интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия. Эта интерпретация должна быть проверена эмпирически и сама является частью причинного объяснения индивидуального события. В. даёт типологию индивидуальных социальных действий по степени их осмысленности. В методологии социальных наук В. выдвинул теорию идеальных типов как средство объяснения и обобщающего изучения индивидуальных исторических явлений. Идеальные типы являются абстрактными конструкциями, мысленными построениями возможного протекания процесса, создаваемыми учёным в качестве исследовательского средства. В теории идеальных типов В. ставит важные вопросы соотношения эмпирического и теоретического уровней познания, пытается дать анализ процесса образования научных абстракций. В свете логики науки процесс конструирования идеального типа сходен с процессом создания идеализированной абстракции, а идеальный тип в целом - с идеальной моделью. Однако в гносеологическом аспекте идеальный тип В. является идеалистической интерпретацией модели и процесса её создания.

Свои методологические принципы В. применил в теории происхождения 'современного западноевропейского капитализма'. На основе сравнительного анализа в ряде работ ('Протестантская этика и дух капитализма', 1904, и др.) 'хозяйств, этики' различных религий (протестантизма, конфуцианства, буддизма и др.) В. утверждал, что капитализм мог возникнуть впервые только на Западе вследствие распространения здесь протестантизма и в особенности кальвинизма, 'хозяйственная этика' которого, по В., наиболее соответствовала 'духу капитализма'. Решая вопрос о взаимодействии религиозной идеологии и социально-экономической структуры общества, В. пытался 'преодолеть' марксистскую теорию базиса и надстройки и представлял религию самостоятельной активной силой, определяющей возникновение капитализма. В своей теории социальной структуры В. наряду с классами выделял статусные группы, связанные с обладанием социальным престижем, с особым стилем жизни, и группы власти, наиболее чётким выражением которых он считал политические партии. По В., статусные группы полностью автономны по отношению к классовому делению общества. В. принадлежит также теория бюрократии , авторитета и власти . В. оказал значительное влияние на развитие современной буржуазной социологии.

Будущее капитализма В. рассматривал пессимистически. Марксистские идеи о социалистическом преобразовании общества он считал реальной угрозой существованию западного капитализма. С позиций национал либерализма В. критиковал внешнюю и внутреннюю политику кайзеровской Германии, считая необходимым проведение ряда реформ и замену кайзеровского режима буржуазной парламентарной республикой.

Соч.: Gesammelte Aufsatze zur Religions-soziologie, Bd 1-3, Tubingen, 1920-21; Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre, Tubingen, 1922; Wirtschaft undGesellschaft, Tubingen, 1956; Gesammelte politische Schriften. Tubingen, 1958; в рус. пер.- Город, П., 1923; История хозяйства, П., 1923; Аграрная история древнего мира, М.. [1925].

Лит.: Данилов А. И., Проблемы аграрной истории раннего средневековья в немецкой историографии конца 19 - начала 20 вв., М., 1958, с. 96-105: Кон И. О., Позитивизм в социологии, Л., 1964, гл. 5; Bendix R., Max Weber. An intellectual portrait, N. Y., 1960.

Р. П. Девяткова.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.