Значение БОРИСОВ-МУСАТОВ ВИКТОР ЭЛЬПИДИФОРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

БОРИСОВ-МУСАТОВ ВИКТОР ЭЛЬПИДИФОРОВИЧ

Виктор Эльпидифорович [2(14).4.1870, Саратов, - 26.10(8.11).1905, Таруса], русский художник. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-91 и 1893-95), в петербургской АХ (1891-93) у П. П. Чистякова и в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже. Член (с 1899) и один из лидеров Московского товарищества художников, член Союза русских художников (с 1904). С 1898 жил главным образом в Саратове, с 1903 в Подольске и Тарусе. В зрелый период творчества (начало 1900-х гг.) выработал собственную живописную манеру, сочетавшую глубоко индивидуальную переработку принципов пленэрной живописи с декоративизмом общего решения картины (т. н. 'декоративный пленэризм'). В проникнутых элегическим чувством произведениях, где главная роль принадлежит насыщенному эмоциональным содержанием пейзажу, Б. стремился выразить мечту о прекрасном мире, в котором человек находится в гармоническом единстве с природой. Б. оказал большое влияние на русскую живопись начала 20 в. и особенно на творчество художников объединения 'Голубая роза' . Произведения: 'Майские цветы' (1894), 'Агава' (1897), 'Гобелен' (темпера, 1901), 'Изумрудное ожерелье' (темпера, 1903-04), 'Куст орешника' (пастель, 1905) - все в Третьяковской галерее.

Лит.: Русакова А., В. Э. Борисов-Мусатов, Л.-М., 1966.

В. М. Петюшенко.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.