Значение слова ПРЕРАФАЭЛИТЫ в Литературной энциклопедии

Что такое ПРЕРАФАЭЛИТЫ

представители эстетско-мистического направления в английской поэзии и живописи во второй половине XIX в. Первым этапом его развития было возникновение так наз. «прерафаэлитского братства», состоявшего первоначально из 7 «братьев»: живописцев Дж. Э. Миллеса [1823—1896], Хольмана Хента [1827—1910], Данте Габриэля Россетти [1828—1882], живописца и поэта, его младшего брата Майкля Россетти,

246 Ульнера, скульптора и поэта, и живописцев Стивенса и Коллинсона. Если в живописи художественные принципы прерафаэлитизма вырабатывались Миллесом, Хентом и Россетти совместно, то в поэзии основоположником школы является Россетти ( см .), определивший прерафаэлитскую тематику и стилевые приемы, введший в английскую поэзию итальянские ренессансные мотивы и привнесший в модернизованную средневековую народную балладу элементы декадентского эстетизма. Россетти явился проводником бодлеровского эстетизированного католицизма.

Иллюстрация: Иллюстрация к произведениям Россетти

Другой поэт П. — Суинберн — берет свою сюжетику из античной мифологии («Atalanta in Calydon», 1865), римской истории периода упадка империи (знаменитая «Faustine»), кельтского эпоса («Tristram of Lyoness», 1882), старой провансальской лит-ры («The Leper») и поэзии французского «Парнаса» (Готье, Леконт де Лиля). Для Россетти и Суинберна характерны мотивы сатанизма, вызвавшие обвинение их в «богохульственной» подаче религиозных мотивов. Третий из поэтов этой группы, Моррис ( см .), мечтатель-эстет («dreamer of dreams), также ретроспективен в своем поэтическом творчестве

247 Он берет свои темы из романов Круглого стола («The Defence of Guenevere», 1858), греч. эпоса («The Life and Death of Jason», 1867), скандинавских преданий («The Earthly Paradise», 1868—1870, «Grettis saga», 1869) и отлично передает дух средневековой готики. Мелкобуржуазный утопист, мечтавший о ремесленных формах труда и патриархальных отношениях, он в своей утопии «Вести ниоткуда» рисует идеальное, с его точки зрения, общество, где господствует ручной труд, ставший искусством, а в архаичном романе «Видение о Джоне Болл» идеализирует раннюю мелкобуржуазную культуру. После разгрома чартизма господствующий класс, боясь нового революционного движения, начинает культивировать религиозные идеи, подновленные эстетизмом. Носителями мистического неохристианства и являются эстеты-прерафаэлиты Рёскин, Россетти, Берн-Джонс, а позднее Патер и пр. В лит-ре, как и в живописи, они сочетают внешний реализм с глубоко мистической насыщенностью. Это направление могло бы быть охарактеризовано как своеобразная натуралистическая неоромантика. В поэзии своим основоположником П. считают поэта начала XIX в. Китса, эстетическую формулу к-рого о том, что «красота есть единственная истина», они принимают целиком. Трансцендентный идеализм, явившийся отражением Оксфордского движения, представляет философское содержание прерафаэлитизма. П. — крайние индивидуалисты. Этим индивидуализмом и объясняется их восхищение ранним итальянским искусством (Фра-Анджелико, Липпи, Боттичелли). Они ставили себе целью поднять общий уровень английской эстетической культуры, но в виду своего утонченного аристократизма, ретроспектизма и созерцательности их творчество мало воздействовало на широкие массы, несмотря на попытки популяризации его сначала Рёскиным, затем его учеником и последователем Моррисом. П. оказали влияние на французских символистов — Верлена, Малларме и др., заимствовав в свое время многое у парнасцев, а также определили творчество последующих английских эстетов: Патера, выросшего из Рёскина, Уайльда, Вернон-Ли, Симмондса, Даусона и мн. др. Через посредство Патера и Уайльда они воздействовали и на русских символистов. В эстетизме П. насквозь реакционная идеология английского рантьерства и земельной аристократии нашла свое наиболее законченное выражение. Библиография: Ruskin J., Preraphaelitism, Three letters to the Times, L., 1851; Его же, Three colors of Preraphaelitism, «XIX Century», 1851; Buchanan R., The Fleshly School of poetry, «The Contemporary Review», 1871, OA.; Hamilton W., Aesthetic movement in England, L., 1882; La Sizeranne R., de, La Peinture anglaise contemporaine, P., 1895; Его же, Ruskin et la religion de la beaut?, P., 1897; Bate P. H., English Pre-Raphaelite painters, their associates a. successors, L., 1899; Bayliss W., Five Great painters of the Victorian Era, 2-nd ed., L., 1904; Armstrong W., Art in Great Britain a. Ireland, L., 1909; Drinkwater J., Victorian Poetry, L., 1923; Fehr B., Die englische Literatur d. XIX und XX Jahr., Wildpark — Potsdam, 1924; Chesterton G. K., The Victorian age in literature, L., l 925; Мутер Р., История живописи в XIX в., 3 тт., СПБ, 1899—1902; Рескин Д., Лекции об искусстве, М., 1900; Его же, Искусство и действительность, М., 1900; Его же, Современные художники, М., 1901; Сизеран Р.,

248 Современная английская живопись, М., 1908; Уайльд О., Ренессанс английского искусства, Полное собр. сочин. О. Уайльда, т. IV, СПБ, 1912.

Литературная энциклопедия.