Значение БАЛАКИРЕВ МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое БАЛАКИРЕВ МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Милий Алексеевич [21.12.1836(2.1.1837), Н. Новгород, - 16(29).5. 1910, Петербург], русский композитор, пианист, дирижёр, музыкально- общественный деятель. Родился в семье чиновника из дворян. Брал уроки у пианиста А. Дюбюка и дирижёра К. Эйзриха (Н. Новгород). Музыкальному развитию Б. способствовало его сближение с писателем и музыкальным критиком А. Д. Улыбышевым. В 1853-55 состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета. В 1856 дебютировал в Петербурге как пианист и дирижёр. Большое влияние на формирование идейно-эстетических позиций Б. оказала его дружба с критиком В. В. Стасовым. В начале 60-х гг. под руководством Б. складывается музыкальный кружок, известный как 'Новая русская музыкальная школа', 'Балакиревский кружок', 'Могучая кучка' . В 1862 Б. совместно с хоровым дирижёром Г. Я. Ломакиным организует в Петербурге Бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки. В 1867-69 был главным дирижёром Русского музыкального общества.

Б. способствовал популяризации опер М. И. Глинки: в 1866 дирижировал в Праге оперой 'Иван Сусанин', в 1867 руководил пражской постановкой оперы 'Руслан и Людмила'.

Конец 1850-х - 60-е гг. были периодом интенсивной творческой деятельности Б. Сочинения этих лет - 'Увертюра на три русские темы' (1858; 2-я ред. 1881), вторая увертюра на три русские темы '1000 лет' (1862, в поздней ред. - симфоническая поэма 'Русь', 1887, 1907), чешская увертюра (1867, во 2-й ред. - симфоническая поэма 'В Чехии', 1906) и др. - развивают традиции Глинки, в них ярко проявились характерные черты и стиль 'Новой русской школы' (в частности, опора на подлинную народную песню). В 1866 был опубликован его сборник '40 русских народных песен для голоса с фортепьяно', явившийся первым классическим образцом обработки народных песен.

В 70-е гг. Б. уходит из Бесплатной музыкальной школы, перестаёт писать, концертировать, порывает с членами кружка. В начале 80-х гг. он вернулся к музыкальной деятельности, но она утратила боевой 'шестидесятнический' характер. В 1881-1908 Б. вновь возглавлял Бесплатную музыкальную школу и одновременно (1883-94) состоял директором Придворной певческой капеллы.

Центральная тема творчества Б. - тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Б. характерен также интерес к теме Востока (Кавказа) и музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской).

Основная сфера творчества Б. - инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Б. работал преимущественно в области программного симфонизма. Лучший образец симфонической поэмы Б. - 'Тамара' (около 1882, по одноименному стихотворению Лермонтова), построенная на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера. С именем Б. связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 60-м гг. относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть - в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 написана 2-я симфония.

Б. - один из создателей оригинального русского фортепианного стиля. Лучшее из фортепианных произведений Б. - восточная фантазия 'Исламей' (1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие народно-жанрового колорита с виртуозным блеском.

Видное место в рус. камерно-вокальной музыке занимают романсы и песни Б.

Лит.: Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым, М., 1935; Переписка Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым, в кн.: Римский-Корсаков Н., Литературные произведения и переписка, т. 5, М., 1963; Письма М. А. Балакирева к М. П. Мусоргскому, в кн.: Мусоргский М. П., Письма и документы, М.- Л., 1932; Переписка М. А. Балакирева с П. И. Чайковским, СПБ. 1912; Киселев Г., М. А. Балакирев, М.-Л., 1938; Кандинский А., Симфонические произведения М. А. Балакирева, М., 1960: М. А. Балакирев. Исследования и статьи, Л., 1961; М. А. Балакирев. Воспоминания и письма, Л., 1962; Балакирев. Летопись жизни и творчества. Сост. А. С. Ляпунова и Э. Э. Язовицкая, Л., 1967.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.