Значение ШЕБУЕВ, ВАСИЛИЙ КУЗЬМИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ШЕБУЕВ, ВАСИЛИЙ КУЗЬМИЧ

исторический живописец (1776-1855), был принят в воспитанники Императорской академии художеств в 1792 г. Главными его наставниками в ней были И. Акимов и Г. Угрюмов. Окончил ее курс в 1797 г. с малой золотой медалью, присужденной ему за написанную по программе картину "Смерть Ипполита" и с чином XIV класса, но оставлен при академии пенсионером и помощником преподавателя в натурном классе. В 1800 г. признан назначенным в академики, а в 1803 г. отправлен за казенный счет в Рим для своего усовершенствования. Там нарисован им картон и написана картина "Усекновение главы св. Иоанна Предтечи" (с фигурами в рост). В Риме же он изготовил две композиции: "Крещение народа в Киеве" и "Христос, приведенный в судилище вместе с двумя разбойниками". Возвратился в СПб. в 1807 г. и вскоре после того, за эскиз образа "Взятие Богородицы на небо", впоследствии написанного им на хорах Казанского собора, получил звание академика. За картину огромного размера, "Петр Великий в сражении при Полтаве" академия произвела его в адъюнкт-профессора исторической живописи и вверила ему преподавание в своих классах. В этой должности Ш. обратил внимание свое на серьезное изучение питомцами академии человеческого тела и составил для них руководство к антропометрии. В 1812 г. был назначен главным преподавателем рисования в воспитательных заведениях ведомства императрицы Марии и возведен академией в звание профессора. В 1821 г. сделан директором Императорской шпалерной мануфактуры, в 1823 г., за исполнение обширного плафона в церкви Царскосельского дворца, получил титул придворного живописца. С 1832 г. занимал в академии пост ректора, а впоследствии, с 1842 г., заслуженного ректора живописи и ваяния; наконец, в 1844 г. был назначен наблюдателем за исполнением живописных работ для Исаакиевского собора.В истории русской живописи Ш. занимает весьма видное место, как один из главных представителей псевдоклассического направления живописи. Современники называли его "русским Пуссеном, превзошедшим этого художника"; прекрасный рисовальщик в академическом смысле, но не сильный и несколько грубый в колорите, он действительно походил своим стилем на Пуссена, однако отнюдь не превосходил его в своих работах, а являлся только его подражателем. В качестве сначала преподавателя и потом руководителя преподаванием живописи в академии он имел огромное влияние на развитие многих русских художников, в том числе К. Брюллова, А. А. Иванова, Ф. А. Бруни, П. В. Басина и других корифеев нашей школы. Главные произведения Ш., кроме вышеупомянутых, - три большие картины на подкупольных столбах в Казанском соборе, изображающие эпизоды из жития св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; образа "Воскрешение Лазаря", "Воскрешение сына наинской вдовы", "Спаситель в доме Лазаря" и "Христос, благословляющий детей" в Исаакиевском соборе; образа "Св. Екатерина", "Св. князь Александр Невский" и "Тайная Вечеря" в иконостасе домовой церкви академии художеств; громадный плафон в куполе конференц-зала академии: "Торжество на Олимпе по случаю водворения изящных искусств в России" (1833) и картина "Подвиг купца Иголкина" (в музее императора Александра III в СПб.).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.