Значение слова ЧОЛЬБЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ЧОЛЬБЕ

(Генрих Czolbe, 1819-1873) — немецкий философ, медик по образованию, один из наиболее выдающихся представителей материализма, возродившегося в 1850-х годах. После спора о душе на съезде естествоиспытателей в Геттингене (1854) и выхода в свет первых сенсационных сочинений Фохта и Молешотта, одновременно с "Stoff und Kraft" Бюхнера вышла первая значительная работа Ч.: "Neue Darstellung des Sensualismus". В этом сочинении Ч. выступает сдержанным защитником материализма, который принимается им лишь как вероятная гипотеза, а не как догмат. Провозглашая чувственный и наглядный характер всякого познания, Ч. отвергает реальность всего сверхчувственного и пытается утвердить мораль на принципе: "Довольствуйся данным миром". Стремление восполнять чувственный, материальный мир еще умопостигаемым, сверхчувственным, свидетельствует, по его мнению, не о силе, а о слабости нравственного чувства. "Не доказательством смирения, а, наоборот, надменности и суетности является стремление исправить познаваемый мир измышлением мира сверхчувственного и через прибавление сверхчувственной части сделать человека существом, возвышающимся над природой". Этому натуралистическому принципу Ч. остается верным до конца, но его материализм претерпевает эволюцию вроде наблюдаемой и у других мыслителей, склонных к материализму, а именно у Конта и Бюхнера. Это — замена материализма панпсихизмом в форме гилозоизма. В сочинении: "Die Grenzen und der Ursprung der menschlichen Erkenntniss" (1865) Ч. признает невозможным вывести психическое из физического и склоняется к панпсихизму. Первичными данными он признает одушевленные атомы и миру приписывает душу. В посмертном его труде "Grundz?ge einer extensionalen Erkenntnisstheorie" (1875; издана часть, остальное пока имеется лишь в рукописи) провозглашается единой мировой субстанцией пространство, заполненное атомами, которые сами суть ощущения. Эти элементарные ощущения пространственны; комбинации их порождают сознательную психическую жизнь в организмах. Разнообразие организмов обусловлено исконным различием структуры атомов (тот же взгляд у Дюринга). Признавая мир целесообразно устроенным (как Дюринг), Ч. считает его вечным, упорно отвергая возможность гибели нашей планетной системы. В воззрениях своего последнего периода Ч. напоминает Конта, пришедшего к одушевлению планет и даже пространства, как носителя психических возможностей (см. последнее сочинение Конта: "La synth?se subjective", 1856). Точно так же и Бюхнер в 1889 г. заменил материалистическую точку зрения гилозоистической, признав одушевленность всей материи. Ч. оказал влияние на Ибервега. Другие труды Ч.: диссертация "О принципах физиологии" (1844); "Entstehung des Selbstbewusstseins" (1856); статья о математике, как идеале всех наук, в "Zeitschrift f?r exacte Philosophie" (т. VI, 1866).См. Johnson, "H. Czolbe" (1873) и ст. Vaihinger'a в "Philosophische Monatshefte" (1876, 1-31) о трех фазисах натурализма Ч.Л. Лапшин.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.