(князь) — писатель, род. в 1852 г. Образование получил в 5-ой московской гимназии; его сверстниками были Вл. Соловьев, Н. Кареев, А. Исаев, Писемский (рано умерший сын известного романиста, много обещавший юноша). С Соловьевым князь Ц. оставался дружен даже и тогда, когда они значительно разошлись в своих политических воззрениях. Окончив курс на юридическом факультете Московского университета, Ц. слушал лекции в Лейпцигском университете, где и получил степень доктора философии за труд о гносеологии Шопенгауэра, на немецком языке ("Schopenhauers Erkenntnisstheorie"). Шопенгауэру же посвящены и важнейшие труды кн. Ц. на русском яз.: "Философия Шопенгауэра. Ч. I. Теория познания и метафизика" (СПб., 1880); "Современный пессимизм в Германии, очерк нравственной философии Шопенгауэра и Гартмана" (М., 1885); "Эстетика Шопенгауэра" (СПб., 1888). Ц. перевел из сочинений Шопенгауэра "Эристику, или искусство спорить". Сборники стихотворений кн. Ц. вышли в 1883 и 1892 гг. С 1887 по 1890 г. Ц. состоял председателем съезда мировых судей Спасского у. Тамбовской губ. Был редактором "Русского Обозрения", которое основал и вел в течение 3-х лет; раньше был весьма недолго редактором "Дела" и "Русского Вестника". В настоящее время Ц. пишет в "Журнале Мин. Нар. Просвещения", "Московских Ведомостях" и др. изд. В 1891 г. он издал перевод "Фауста" Гете (часть первая). Как философ, Ц. примыкает к Шопенгауэру и Гартману, хотя признает непознаваемость высших начал познания и бытия. "Что такое внутренняя сущность познающего, мыслящего, хотящего субъекта независимо от нашего познания — этого мы сказать не можем, так же как не можем сказать, что такое, независимо от нашего познания, сущность познаваемого материального мира. Разбирая эти вопросы, мы увидим только, что они сами по себе несообразны, так как они сводятся к вопросу, что такое непознаваемое; но если бы мы могли ответить на это, оно уже не было бы непознаваемым". Как поэт, Ц. выказал большое уменье владеть формою; в его стихотворениях звучат те же ноты, которые он проводит и в своей философии. Как публицист, Ц. держался строго консервативных взглядов, но был далек от всякой агрессивности. Статьи его по поводу жгучих. вопросов, напр. книги графа Леливы, всегда держались в сфере идей; будучи горячим патриотом, Ц. не впадает в ультранационализм.Э. Р.
Значение ЦЕРТЕЛЕВ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ЦЕРТЕЛЕВ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012