распространилось не одновременно: племена, жившие ближе к Византии или Риму, крестились раньше. На территории, занятой впоследствии славянами, X. могло появиться еще во времена апостольские (например на Балканском полуо-ве): но сами славяне начали креститься не ранее IX в., причем нельзя думать, чтобы это крещение охватывало всех до последнего. Совершалось оно не беспримерным каким-нибудь образом (как утверждают народные предания и легенды), а столь же просто и естественно, как и у прочих европейских народов. Необходимо иметь в виду и то, что в начале водворения X. было не столько внутреннее, сколько внешнее: было бы правильно лишь с ? в. начинать христианизацию славянских народов со всеми ее следствиями. Главной причиной, тормозившей распространение X., было то, что христианство проповедовалось не на народном славянском языке, а на латинском (на западе) и на греческом (на востоке); далее, принятие X. грозило потерей политической самостоятельности, особенно если оно шло от Западно-Римской империи; вот почему прибалтийские славяне не хотели креститься (X. к ним пришло уже после потери ими независимости). Впрочем, не менее было опасно для самостоятельности славян и влияние Византии. Поворотным пунктом и вместе с тем средоточием в истории X. у славян является деятельность Кирилла и Мефодия. Создание славянской азбуки, перевод богослужебных книг на славянский язык, употребление этого языка в богослужении и вообще в культурных сношениях славян — все это освобождало славян от духовно-религиозной зависимости. По различным причинам кирилло-мефодиевские предания не всюду могли свободно развиваться; с ? в. славянство распадается на две группы — православную и католическую, — сильно различающиеся одна от другой в культурном отношении. Это культурное разделение славян с течением времени все увеличивалось; им-то и надо объяснять современную славянскую рознь. Из отдельных славянских племен ранее всех воспользовались трудами Кирилла и Мефодия мораване: до того времени они были под немцами (баварские епископы), хотя приходили к ним и греческие, и итальянские (валахи) миссионеры. Инициатива приглашения Кирилла и Мефодия принадлежат Ростиславу Моравскому. Влияние Кирилла и Мефодия распространилось очень широко: ему подпали на сев.-западе чехи, на востоке — предки прикарпатских русских, на сев.-востоке — поляки, на сев. — предки нынешних сербов лужицких, на юге — словенцы, на юго-зап. — сербохорватское княжество Мунтимира. Подробностей о распространении X. в Чехии мало. Крещение князя Боривоя относится к 874 г. (может быть, в промежуток между 874 и 879 гг.). По смерти Мефодия Святополк Моравский снова предоставил немецкому духовенству свободу действий в своей стране (монашеские ордена и рыцари закончили подчинение Риму мораван и чехов, объединенных в судьбе после падения Великой Моравии); ученики Мефодия были изгнаны (около 886 г.) и направились в Болгарию. Немало есть свидетельств о X. у болгарских славян до Бориса (житие св. Димитрия Солунского и др.), но то было невольное X. Добровольное крещение относится к 864—865 гг. (крещение Бориса). После некоторых колебаний — быть ли под Римом или Константинополем — Борис отдался под покровительство Константинополя и получил полунезависимого архиепископа. Приурочить начало X. у сербов, хорватов, словенцев к определенному году трудно. Можно только сказать, что X. распространилось в странах открытых и приморских раньше, чем в горах. Продолжительные колебания между Римом и Царьградом закончились присоединением хорватов и словенцев к Риму, а сербов — к Константинополю. Твердое основание сербская церковь получила с учреждением архиепископии при Стефане Немане и патриаршества при Стефане Душане. Сравнительно поздно является X. у поляков и русских. Обыкновенно относят крещение польского князя Мечислава к 965 г.; но окончательную победу X. над язычеством в Польше следует, может быть, отодвинуть к XI в., времени Казимира I Обновителя. Наступательная политика римского папы, немецкая пропаганда у славян и пр. объясняют подчинение Польши римскому духовному господству. В наиболее отдаленной от культурных центров средневековой Европы России X. появляется в самом конце ? в. (см. ниже). Последствия принятия славянами X. были очень велики, ибо церковь в средние века обнимала собою все — не только культуру, но и общественный строй. Прежде всего X., устраняя языческое обоготворение предков, облегчало объединение племен в государство. Затем оно внесло ряд умственных видоизменений — новых политических идеалов, новой политической организации, новых общественных воззрений. И поскольку существует разница между римской и греческой цивилизациями, настолько же различны были культурные влияния, испытывавшиеся славянами-католиками и православными. Политические последствия X. у славян (главным образом объединение в государства) были общие, но роль духовенства, развитие канонического права, характер просвещения были различны у славян православных и католических.А. Л—ий.
Значение ХРИСТИАНСТВО У СЛАВЯН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ХРИСТИАНСТВО У СЛАВЯН
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012