- предпоследняя работа Ницше ("Der Antichrist"; первое издание - в 1895, окончательная редакция - 1956). Персонаж, именуемый "А.", был недвусмыслен-но авторизован самим Ницше. Он отмечал в письме к Мальвиде фон Мейзенбуг от 3-4 апреля 1883: "Угодно ли Вам услышать одно из новых моих имен? В церков-ном языке существует таковое: я есмь... Антихрист" (замечание К.А.Свасьяна). Позиция Ницше была не совместима с традиционалистским атеизмом. Послед-ний есть именно отрицание существования Бога, что же касается Ницше, то он признавался, что "еще ребенком узрел Бога во всем блеске". Скорее позиция Ницше на-поминает бунт, преодоление, а не голое и бесплодное отрицание. Священников Ницше именует "ядовитыми пауками на древе жизни", "паразитическим типом че-ловека". И в тоже время Ницше полагает, что именно христианство и отчеканило самые, пожалуй, тонкие ли-ца в человеческом обществе. Церковь для Ницше - смертельный враг всего благородного на земле, она стремится растоптать всякое величие в человеке, она выступает за все болезненное и слабое. Однако и тут Ницше признает в ней особого рода власть: церковь бо-лее благородное учреждение, нежели государство. Эту двойственность можно объяснить тем, что Ницше ро-дился в семье протестантских священников, и эта бли-зость к христианству для него была очень важной, тем более что, по его убеждению, большинство христиан - христиане несовершенные. (Как писал Ясперс в работе "Ницше и христианство", расхождение между притяза-нием, требованием и действительностью испокон веков было движущей силой христианства". Ясперс полагал, что главная особенность страстной ненависти Ницше в том, что "его вражда к христианству как действитель-ность была неотделима от его связи с христианством как требованием". Это привело к тому, что Ницше при-зывает не просто отделаться от христианства, но пре-одолеть его через сверх-христианство. Он хочет пре-одолеть его, опираясь на те самые силы, которые и при-несли христианство в мир.) Говоря "Бог умер", Ницше ставил диагноз современной действительности. Отчего умер Бог? Ответов у Ницше несколько, но только один развит до конца: причина смерти Бога - христианство. Христианство как вероучение и догма чуждо Ницше; он признает в нем лишь человеческую истину в символи-ческой форме. Христианство для Ницше - это сущест-вование навыворот, испорченность: "... оно создало идеал из противоречия инстинктов поддержания силь-ной жизни; оно внесло порчу в самый разум духовно-сильных натур, т.к. оно научило их чувствовать высшие духовные ценности как греховные, ведущие к заблуж-дению, как искушение". Ницше же ценит саму жизнь как инстинкт роста, устойчивости, накопления сил, вла-сти: "где недостает воли к власти, там упадок". Христи-анство, согласно Ницше, - религия сострадания. Про-тивопоставление страдания и сострадания является од-ним из центральных положений мировоззрения Ницше. По его мысли, страдание способствует самопреодоле-нию, росту власти над самим собой; высшее здоровье заключается в способности преодолевать болезнь и боль. Сострадание, напротив, расслабляет, уменьшает "волю к власти". Христианство есть религия милосер-дия, сострадания; собственное дионисийство Ницше провозглашает как религию страдания и жизнеутверждения. По убеждению Ницше, христианство на место человеческих истин поставило фикции - Бог, искупле-ние, милость, добродетель и т.д., придав им характер безличности и всеобщности: "самые глубокие законы сохранения и роста повелевают как раз обратное: чтобы каждый находил себе свою добродетель, свой категори-ческий императив". С иронией относился Ницше и к идее "чистого духа". Вера в "чистый дух" не является, по его мысли, доказательством высшего происхожде-ния человека, его божественности. Если мы отбросим нервную систему, чувства (т.е. "смертную оболочку"), то, как писал Ницше, мы "обсчитаемся". Христианство, по Ницше, - это отказ от действительности, ее оклеветание. Народ, который верит в себя, имеет также и сво-его собственного Бога. В нем он чтит свои добродетели. Основой такой религии является благодарность народа за свое существование. Такое божество, по Ницше, про-является как в добре, так и во зле. Христианский бог - бог только добра, которому не знакомы ни сила, ни по-беда, ни гнев. Если народ погибает, если исчезает его вера в будущее, его надежда на свободу, то меняется и Бог, превращаясь в доброго и скромного, советующего "душевный мир", "осторожность", "любовь к другу и врагу" и т.д. По Ницше, у богов нет иной альтернативы: "или они есть воля и власть... или же они есть бессилие к власти - и тогда они по необходимости делаются до-брыми...". Христианское понятие о божестве ("Бог как Бог больных. Бог как паук, Бог как дух"), с точки зре-ния Ницше, есть одно из самых извращенных понятий о божестве, какие только существовали. Это Бог, выро-дившийся в противоречие с жизнью, обожествляющий "ничто". Источник христианства для Ницше - это ан-тичность. Уже первоначальная апостольская община представляла собой, по Ницше, мир больных. В позднеантичном мире эти люди повсюду встречали родст-венные души, т.к. в язычестве давно уже росло анти-язычество - уродливые и больные религиозные фор-мы. И вот христианство усвоило учения и обряды всех подземных культов Римской империи, порождения больного разума. Ибо, согласно Ницше, "судьба хрис-тианства лежит в необходимости сделать самую веру такой же болезненной, низменной и вульгарной, как были болезненны, низменны и вульгарны потребности, которые оно должно было удовлетворить". Сократ и Платон для Ницше - провозвестники этого явления. Античность сама породила христианство. Христианст-во вобрало в себя все проявления ущербной и угасаю-щей жизни: жертвенность, аскетизм, философию мироотрицания и т.д. Оно победило, как считает Ницше, благодаря своим историческим корням - иудаизму: "Евреи - это самый замечательный народ мировой ис- тории, потому что они, поставленные перед вопросом: быть или не быть, со внушающей ужас сознательнос-тью предпочли быть какою бы то ни было ценою: и этою ценою было радикальное извращение всей приро-ды...". Как подчеркивал Ницше, они оградили себя от всех условий, в которых народ только и мог жить... они извратили ценности, изобретя моральные идеалы, кото-рые - до тех пор, пока в них верят, - превращают их немощь в мощь, а их ничтожество - в ценность... Именно здесь и проявился инстинкт ressentiment, из ко-торого всякое жизнеутверждение выглядит злом. Евреи, несмотря на свою силу и мощь, сами отказались от ми-ра действительности, от реальности, что привело к по-нижению воли к власти и явилось причиной физиоло-гического спада, decadence. В связи с христианством Ницше вводит слово "ressentiment" - это злопамятство и мстительность, ненависть, злоба, но это все сопро-вождается чувством бессилия. Яркий пример ressenti-ment - это распятие Бога, т.е. человек мог простить все, кроме того, что человек - это не он (Бог). Под ressentiment Ницше понимает и основу христианского мира. Образ Иисуса Христа у Ницше стоит особняком. Реальность Иисуса, по его мнению, не имеет к истории христианства никакого отношения. Иисус для Ницше - это некий человеческий тип, которому нужно дать пси-хологическую характеристику. Иисус несет в мир но-вую жизненную практику, а не новое знание. Эта прак-тика имеет своей целью блаженство, которое заключа-ется в том, чтобы чувствовать себя дома в том мире, ко-торый не может потревожить никакая реальность, - в мире внутреннем. Дело блаженного проявляется в том, что он проходит мимо мира, или сквозь мир, не позво-ляя ему себя затронуть. Свое понимание Христа Ницше противопоставляет понятиям "герой" и "гений". Хрис-тос - это не герой, как хотят показать его Евангелия. Он - противоположность борьбе; неспособность к противодействию делается здесь моралью; блаженство в мире, в кротости, в неспособности быть врагом. Что же касается слова "гений", то Ницше пишет: "говоря со строгостью физиолога, здесь было уместно совершенно иное слово - слово "идиот". Для Ницше, не Ренан, а Достоевский был тем, кто угадал Христа, поэтому "идиот" равен здесь "святому", что доказывается соеди-нением: "святой идиот". Все это имеет своей причиной крайнюю восприимчивость к страданию и раздраже-нию, "инстинкт ненависти против всякой реальности". Ницше считал, что христианство с самого начала есть опасное извращение того, что было истиной для Хрис-та. По мысли Ницше, "в сущности, христианином был только один, и тот умер на кресте". Христос, по Ниц-ше, - не родоначальник и не исток христианства, а всего лишь одно из его средств. Прежде всего, на место действительного Христа поставили выдуманный об-раз: борца и фанатика, образ Спасителя, в котором важ-ны были лишь смерть и воскресение. Главным же за-блуждением, на которое делает упор Ницше, было обо-жествление такого психологического типа. Задача Ии-суса - дать образец новой жизни, нового поведения. "Новое поведение, но не новая вера...", - комментиру-ет Ницше. Только внутренние реальности Христос при-нимал как реальности. Он лишь символ. "Ничего нет более не христианского, как грубые церковные понятия о Боге как личности, о грядущем "Царстве Божьем", о потустороннем "Царстве Небесном", о "Сыне Божьем", втором лице св. Троицы - это ... всемирно-историчес-кий цинизм в поругании символа". Христос, по Ницше, умер не для спасения людей, но чтобы показать, как нужно жить. Здесь Евангелие против Христа, или на-оборот, Христос против Евангелия. "До бессмыслицы лживо в "вере" видеть примету христианина, хотя бы то была вера в спасение через Христа; христианской мо-жет быть только христианская практика, т.е. такая жизнь, какой жил тот, кто умер на кресте...". Как же по-лучилось так, - спрашивает Ницше, - что Христос стал Сыном Божьим? Не выдержала идея равенства всех как детей Божьих, которому учил Иисус; местью человека было неумеренно поднять Иисуса, отделить его от себя: совершенно так, как некогда "иудеи из мес-ти к своим врагам отделились от своего Бога и подняли его на высоту". Один Бог и один Сын Божий: оба по-рождение ressentiment. Воскрешение, вера в личное бессмертие разрушают "всякую естественность в ин-стинктах", т.е. все, что есть в инстинктах хорошего, что способствует жизни, ручается за будущее - возбужда-ет теперь недоверие. "Жить так, чтобы не было более смысла жить, - это становится теперь "смыслом" жиз-ни...". Истинность христианства для Ницше заключает-ся в том, что оно не исторично, но ежечасно; не церковь основа христианства, а сам человек, и идея Вечного Возвращения связана с пониманием Христа, как возни-кающего ежемгновенно. Ницше противопоставляет Ии-сусу Павла в образе первого огрубителя и губителя хри-стианства. (Как предупреждал К.Свасьян в коммента-риях к "Антихристу", две последние книги Ницше - "Антихрист" и "Ессе Homo" - требуют особенно осто-рожного и критического подхода: "элемент невменяе-мости и распада Я свил себе в этих сочинениях злове-щее гнездо...".) Для Ницше Павел является, пожалуй, самым ненавистным персонажем истории, исказившим смысл учения Христа. Противопоставляя друг другу Христа и Павла, Ницше исходил из лютеровской интер-претации посланий апостола. Теологическим обоснова-нием разрыва с католической церковью служили уче-ния Лютера о предопределении и об "оправдании ве- рою". Именно Лютер довел до предела противопостав-ление разума и веры, что дало Ницше возможность го-ворить об изначальной враждебности христианства ра-зуму. Несмотря на слова Павла: "А теперь пребывают... три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше", Ницше вслед за Лютером считал Павла проповедником спасения "только верою". Ницше не увидел, что Павел по своей сути близок ему, Ницше, что он поборник сво-бодного самоопределения в новом опыте. Тема Ницше "бытие в становлении", тема свободы, вседозволеннос-ти, подлинности звучат и у Павла. И самое главное - тема песни и танца у Павла: "... буду петь духом, буду петь и умом". Такая ситуация, при которой Ницше еще пишет: "Павел был величайшим из всех апостолов мес-ти...", может быть объяснена сквозь призму лютеранст-ва, и, возможно, надвигающейся тени безумия на лицо Ницше. В "Антихристе" затронут и буддизм. Ницше осуждает и христианство, и буддизм за принадлеж-ность к нигилистическим религиям, при этом он видит 9 них серьезные различия. "Осуждая христианство, - писал Ницше, - я не хотел бы быть несправедливым по отношению к родственной религии... к буддизму". Он находит буддизм "в сто раз реальнее христианства", "в сто раз холоднее, правдивее и объективнее". Главное для Ницше в буддизме - это отказ от понятия "Бог", замена "борьбы против греха" на "борьбу против стра-дания", отказ от аскетического идеала и, в тоже время, умеренность в потребностях, немстительный характер буддистского учения. Если в христианстве, по Ницше, ищут спасения низшие сословия и поэтому "христиан-ству нужны были варварские понятия и оценки, чтобы господствовать над варварами", то буддизм, по мысли философа, - религия "цивилизации", близящейся к концу, приведшей к усталости, религия для "добрых, нежных рас, достигших высшей степени духовности". В этом смысле буддизм также стоит выше христианст-ва. Сравнение Иисуса с Буддой имеет весьма неожидан-ное продолжение, т.е. аутентичное христианство, хрис-тианство самого Христа могло бы стать чем-то вроде европейской формы буддизма. Буддизм используется Ницше прежде всего как средство полемики с христи-анством. Отношение к "Законам Ману" у Ницше такое же двойственное, как и к буддизму. В "Антихристе" до-стоинство "Законов Ману" видится им как раз в том, что знатные сословия, философы и воины с их помо-щью держат в руках массы. Ложь не отрицается, но упор сделан на цели этой лжи, и здесь Ницше говорит о том, что христианству как раз и недостает святых це-лей. В вину буддизму Ницше ставит пессимизм, жизнеотрицание. В противоположность этому Ницше ставит Диониса, "учителя вечного возвращения", - Дионис против Будды. Еще одна причина отрицательного отношения Ницше к христианству связана с понятием "те-ла". Тело в христианстве презирается, оно на послед-нем месте. Вершина отвращения и презрения к телу - это аскетизм, т.е. ressentiment, направленный на себя, это и распятие, т.е. ressentiment, направленный на дру-гого. Тело для Ницше имеет первостепенное значение. Его философия - это танец, не как движение души, а как движение тела. (См. Тело.) Метафора - это основ-ной элемент языка тела, тела как становления. Станов-ление и есть преодоление языка. В танце тела рождает-ся мысль. Мыслить у Ницше - это возвращать поняти-ям их первоначальный смысл, метафоричность, уже стертую в понятийном языке. Дионис и есть образ это-го тела, которое собирается по кусочкам до полного воскрешения, это вечное становление. Вместе с поня-тием "тело" Ницше раскрывает понятие "свет". Точнее, тело и свет у него неразделимы. Ницше призывает пол-день, когда исчезнут все тени, заглушающие тело иллю-зорной двойной реальностью, когда тело и свет будут не разделены. Что же касается христианства, то это вре-мя полумрака, это сумерки: нет тела и нет света, есть только одна иллюзия реальности. Свет и есть то усло-вие, при котором тело может выйти за пределы самого себя. Ницше писал, что человек есть "еще не устано-вившееся животное" с неопределенными возможностя-ми, Однако именно этот "недостаток" человека и есть в то же время его шанс. Он еще не то, чем может быть, но он еще может стать всем. Ницше отнюдь не хочет, что-бы человек стал, наконец, "установившимся живот-ным", то есть определенным типом, ибо это непремен-но означало бы стадный тип. Совсем наоборот, подлин-ная сущность человека заключается именно в том, что он не установился, что он всегда может выйти за свои пределы. (См. Сверхчеловек.) Ницше повторяет вслед за Иисусом: нет больше никаких противоположностей. Это значит, что Христос и Дионис, Бог и Человек, Хри-стианин и А. - это одно - лабиринт. В вечном станов-лении человека снимаются все противоположности.
И.Н. Лазько