Значение ХАРТИИ ГОРОДСКИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ХАРТИИ ГОРОДСКИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Средневековый город вначале был помещичьим владением, и лишь с конца XI в. начался процесс освобождения. Степень достигнутой независимости была различна, вольности получались то сразу, то постепенно, то вырывались силой у помещиков, то уступались ими добровольно. Везде — исключения очень редки — каждый шаг по направлению к полной свободе закреплялся писанным свидетельством, X. Необходимость X. для получившего тот или иной комплекс вольностей города объясняется очень легко. Город до своего освобождения жил в феодальном быту; для обеспечении феодальных прав достаточно бывало обыкновенно ссылки на обычай, давность. Освободившийся город, был сам по себе отрицанием феодального уклада, его появление было фактом ненормальным с феодальной точки зрения, его новое положение часто было результатом успешной борьбы с феодальным сеньором. Поэтому ссылка на обычай была недостаточна и приходилось искать другого титула, который более соответствовал бы новым условиям. Таким титулом и была городская X. В классической стране феодализма, во Франции, городская X. во многом сохранила черты феодального договора. Город (коммуна, см.) в своем новом положении представлял собой феодальный клан, стоящий в вассальных отношениях к сеньору. Сеньор признавал за ним известные вольности, город за это давал ему определенные обязательства. Такой договор, скрепленный X., был не более, как видоизменением и расширением обыкновенного контракта инфеодации. Но и во Франции, и тем более в других странах, этот тип грамоты не был господствующим. Более обычны были такие грамоты, при помощи которых владельцы новооснованного города старались привлечь в него жителей и с этой целью щедрой рукой расточали им всевозможные привилегии. Тут было и пользование землей на очень льготных условиях, и право избрания некоторых или всех должностных лиц, право судиться в собственном суде, гражданские и политические вольности в том или ином объеме и проч. Но была еще одна категория грамот, которая, если не по существу, то формально очень отличалась от охарактеризованных выше; это грамоты — выдаваемые не князьями и баронами, а королевской или императорской властью. Эти X. особенно типичны для Англии, где благодаря различным условиям города большей частью попали во владение не к частным лицам, а к королю. Всех королевских грамот — около 1500, барониальные грамоты считаются чуть не единицами. В Германии императорские X. представляют тот интерес, что ими открывается освободительное течение; императоры, начиная с Генриха IV, ищут союзников в городах, но до тех пор, пока они находились под властью своих сеньоров, их поддержка не представляла никакого значения; следовательно, их нужно было освобождать. Поэтому Генрих IV, а за ним и его сын дают ряд X. наиболее влиятельным из немецких городов — рейнским. Но в числе этих X. нет ни одной, которая обеспечивала бы городу полную меру свободы, как французские коммунальные грамоты. Это — по большей части отдельные привилегии, главным образом — таможенные, торговые, податные, судебные. Лишь позднее императоры стали подтверждать своими грамотами всю совокупность полученных так или иначе городом вольностей. Во Франции королевские грамоты тоже играют особенную роль. Непосредственно, как освободительные X., они раздавались только "новым городам" (villes neuves) или городам буржуазии (villes le bourgeoisie); ни один город, расположенный на королевской земле, не сделался коммуной; но с конца XII в. утверждение короля сделалось необходимым условием для признания действительной всякой коммунальной X., выданной епископом или светским бароном. Вначале королевская санкция не была необходима, но потом Капетинги убедились, что утверждение X. символизирует переход из-под начала сеньора непосредственно под власть короля, и добились признания обычая правом. Городские Х. во всех странах разбиваются на группы; образцом является какая-нибудь типичная X., и по ней уже составляются другие. Для Франции, напр., Люшер устанавливает 7 типов коммунальных грамот: 1) вексенский (образец — X. Манта); 2) ланский (обр. — X. Лана); 3) сен- кантенский. (обр. — X. Сен-Кантена); 4) перонский (обр. — X. Перонны); 5) дулланский (обр. — X. Амьена и Аббевиля); 6) суассонский (обр. — X. Суассона); 7) нормандский (образец так назыв. ?tablissements de Rouen). В Германии к числу наиболее типичных городских X. принадлежали: фрейбургская (в Брейсгау), франкфуртская (на Майне), мюнхенская, любекская, зестская, дортмундская, гамбургская, магдебургская. В Англии более всех копировалась лондонская X. Нередко наиболее типичные X. проникали и за границы тех стран, в которых они появились. Не останавливаясь на таких примерах, как воспроизведение суассонской X. в Бургундии, укажем на следующие характерные случаи. "Руанские установления" в конце XII века переправились через Ла-Манш и сделались образцом лондонской, а через нее и многих других английских X. Из нормандской X. Англия получила своих мэров. Магдебургская X., как известно, послужила образцом для городского устройства во многих городах Польши и Западной Руси. Любекская X. была распространена в трех скандинавских королевствах. Содержание X. чрезвычайно разнообразно. Иногда в них оговариваются частичные привилегии: освобождение от торговых или таможенных пошлин, уничтожение какой-нибудь сеньоральной повинности, податные льготы, предоставление городу права выбирать то или иное должностное лицо. Такой характер первых X., дарованных городам германскими императорами, и первых английских королевских грамот. Иногда грамоты носят характер договора между сеньором и горожанами, содержат в себе мирные условия и определяют будущей modus vivendi между обеими сторонами. Таков характер более ранних французских коммунальных грамот. По мере того, как мы подвигаемся вперед, X. делаются сложнее. Мало-помалу регламентируются городские обычаи, крепнет городская организация и грамоты вольных городов в Германии и Франции постепенно превращаются в городские конституции. С точки зрения системы они крайне неудовлетворительны, в них целый ряд непонятных современному человеку пробелов, крайне досадных для исследователя. Но нуждам средневекового бюргера они удовлетворяли превосходно; пробелы соответствовали таким отношениям, которые были ясны для бюргеров без всякой X., а самое необходимое для них всегда было оговорено. Тут бюргер находил положения, определяющие отношение города к общественной власти в стране, правила, регламентирующие функционирование городских административных органов, нормы, регулирующие торговлю и ремесла в городе, основные положения гражданского и уголовного права, действующего в городе, и проч.Ср. Kentgen, "Urkunden zur St?dtischen Verfassungsgeschichte" (1901), где много образцов всевозможных грамот; Giry, "Etablissements de Rouen" (1883—85); Luchaire, "Les communes francaises" (1890); A. К. Дживелегов, "Средневековые города в Западной Европе" (1902).А. Дживелегов.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.