Значение ФИШЕР ФРИДРИХ-ТЕОДОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ФИШЕР ФРИДРИХ-ТЕОДОР

(Friedrich-Theodor Visher) — знаменитый эстетик (1807—88). В 1844 г. назначен ординарным профессором эстетики в Тюбингене; в 1845 г. был на два года устранен за свободомыслие от преподавания; в 1848 г. был избран в германский парламент; позже был профессором в Цюрихе, снова в Тюбингене и в Штутгарте, в политехническом институте. Лекции его по литературе и эстетике производили сильное впечатление (см. Ilse Trapan, "Vischer-Erinnerungen", Штутг., 1889). ?. был учеником Гегеля, другом Целлера и поэта Мэрике; с Штрауссом, товарищем его по ученью, он разошелся (ср. G?nthert, "Friedrich-Theodor Vischer"). Главнейшие сочинения Ф.: "Aesthethik oder Wissenschaft des Sch?nen" (6 тт., Лпц., 1846—57), "Kritische G?nge" (Тюбинген, 1844—73, 6 ч.); роман "Auch einer" (Штутгарт, 1879; во второй его части изложено пантеистическое миросозерцание Ф.); эпическая поэма "Der deutsche Krieg 1870—1871"; "Lyrische G?nge" (1882). Оставаясь в эстетике на почве гегелевских идей, Ф. дополнил и кое-где исправил гегелевскую эстетику. Особенно замечательны анализ идеи прекрасного самой по себе и попытка вывести из нее различные виды прекрасного. Прекрасное есть идея в ограниченном явлении. Искусство имеет своей задачей придать субъективно прекрасному объективность. Хотя прекрасное и состоит в идее, однако идея осуществляется тем совершеннее в искусстве, чем совершеннее форма, в которую она отливается; поэтому Ф. мог сказать: "Красота есть чистая форма". В делении искусств Ф. несколько отступает от Гегеля; основания для деления он ищет в "внутренней чувственности фантазии". Фантазия частью связана явлением, частью же совершенно свободное внутреннее явление; есть еще и средняя сфера деятельности фантазии, между состоянием связанным и свободным — это сфера звука. Таким образом Ф. получает 3 области фантазии: сфера деятельности глаза, сфера деятельности слуха (музыка) и совершенно внутренняя и свободная деятельность фантазии (поэзия); первая сфера в свою очередь распадается на архитектуру, пластику и живопись, так что в результате получается 5 искусств. О Ф. см. Лотце, "Geschichte der Aesthetik in Deutschland".Э. Радлов.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.