по званию Черный — св. благоверный князь смоленский и ярославский, сын смоленского князя Ростислава Мстиславича. Женился на дочери последнего князя ярославского, св. Василия Всеволодовича, Марии,единственной наследнице княжества Ярославского. Он был воспитан в страхе Божием, чуждался распрей и ссор, хотя отличался мужеством и знанием ратного дела. Неудовольствия с братьями, которые дали ему из всего княжества Смоленского один небольшой городок Можайск, заставили его жить в Ярославле, где теща его, княгиня Ксения, не хотела уступить ему власти. Князь Ф., вместе с другими князьями, ходил на поклон в Орду и по воле хана Менгу-Темира предпринимал поход против яссов или алан, которые жили близ Кавказа и не хотели платить дани татарам. Возвратившись оттуда с богатой добычей, Ф. обратил на себя особенное внимание хана и жены его; последняя предложила ему руку своей дочери. Ф. не побоялся отвечать, что у него есть супруга и он, как христианин, не может иметь другой. Между тем княгиня Ксения, по возвращении его в отечество, не впустила его в Ярославль, объявив, что там есть уже законный князь, сын его и Марии — малолетний Михаил. Даже посредничество ордынского посла не могло победить упрямства княгини. Вскоре Ф. овдовел и получил Смоленское княжество после умерших братьев. Тогда он снова отправился в Орду, где принят был с прежней благосклонностью. Дочь Менгу-Темира крестилась, с именем Анны, и вступила в брак с Ф.; хан назначил города на содержание дочери и зятя. С дозволения тестя, благочестивый князь поставил несколько храмов в улусах Орды. Когда сын его от первого брака умер, Ф. отправился в Ярославль с супругой и с двумя сыновьями, Давидом и Константином, родившимися в Орде. Жители Ярославля не хотели принять их, но Ф. с смоленской дружиной принудил их к покорности. Ф. расширил г. Ярославль, обвел его земляным валом, построил в нем несколько храмов и великолепно украсил их. Жена его построила храм Архангела Михаила, на берегу реки Которости. Ф. скончался в 1298 г., приняв перед смертью пострижение. В 1463 г. спасский архимандрит Христофор обрел нетленные мощи трех святых князей — Ф. и сыновей его (Давида и Константина), перенес их в храм и положил в одном гробе. Они почивают открыто в соборной церкви Спасского монастыря (ныне архиерейского дома). Житие св. князей написано, вскоре по открытии мощей их, иеромонахом Спасского монастыря Антонием и помещено в Степенной книге. Память Ф. 19 сентября.
Значение ФЕОДОР РОСТИСЛАВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ФЕОДОР РОСТИСЛАВИЧ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012