(Герман) — немецкий философ, (1806—1884); был профессором в Галле. Одно из первых его сочинений: "Ueber Princip u. Methode d. Hegeischen Philosophie" (1841) было направлено против Гегеля. У. защищает здесь, в противоположность гегельянству и материалистам, вышедшим из "крайней левой" гегелевской школы, дуализм в психологии и теории познания. С 1847 г. он вместе с Фихте Младшим издавал "Zeitschrift f?r Philosophie und philosophische Kritik". Наиболее интересное произведение У. — "Тело и душа. Основания психологии человека" (1866). Первая часть этого труда, названная автором "физиологической", представляет собственно психофизиологические prolegomena к исследованию духовных явлений, как таковых. Физиология, по мнению У., бессильна объяснить возникновение психических явлений из органических процессов. В основании психической жизни лежит некоторая деятельность, не зависящая от материальных условий. Но всякая деятельность предполагает некоторый субстрат. Таким субстратом психических явлений следует признать душу, как носительницу (Vehikel) духовных процессов. Душа не воспринимает пассивно ощущения, которые она получает через посредство раздражений, действующих на органы чувств, но известным образом перерабатывает, организует и истолковывает сырой материал, получаемый извне. Зрительные, осязательные и мускульные ощущения сами по себе еще не дают нам сведений о протяжении, направлении, положении, расстоянии и движении предметов в пространстве. Душа своею активностью упорядочивает чувственные хаотические данные. Деятельность внимания представляет другой пример психической активности, не зависящей от чувственных данных. Наконец, коренной факт нашего сознания, лежащий в основе всей умственной деятельности — именно различение — не заключается в чистом ощущении, как таковом, а необходимо предполагает способность нашей души к сравнению качественной или количественной разницы двух ощущений. Эти взгляды У. по-видимому напоминают позднейшие теории "психического синтеза", напр. Вундта: но это — только кажущееся сходство, как легко видеть из описания духовной субстанции, какое дает У. Душа есть некоторая единая субстанция, проявляющая известную деятельность, — а так как всякая деятельность предполагает известную силу, то и душа обладает таковой; однако, эта сила sui generis несоизмерима с физическими силами: нельзя, подобно Снеллю, искать механического эквивалента духовных явлений, подобного механическому эквиваленту физических сил. С другой стороны, нельзя считать душу лишенною протяжения и двигательной способности. Если бы мы предположили, подобно Декарту, что душа локализирована в некотором пункте головного мозга, то это противоречило бы фактам опыта: "В головном мозгу нет никакой такой точки единения: никакая особая часть его не может быть принята за седалище души" (sensorium commune). Если же считать душу невесомой жидкостью, состоящей из раздельных атомов, то все же остается необъясненным факт единства сознания. Всего удобнее, говорит У., "предположить душу в качестве одной непрерывной и нераздельной субстанции — невесомой, но не состоящей из раздельных частиц жидкости, находящейся в нашем организме, воздействующей на него и могущей изменять его движения. Деятельность подобной души-флюида централизована в головном мозгу. Душа обладает экспансивной и морфологической способностью; она есть известная творческая vis plastica, которая в бодрственном состоянии выражается в известном упорядочении телесных элементов и ощущений, а в сновидениях проявляется в виде своеобразной деятельности фантазии, не имеющей никакого отношения к условиям бодрственной жизни; это показывает, что мотивы для своей создающей сны деятельности душа получает в конце концов из своей собственной сущности". При нормальных условиях vis plastica души-флюида действует лишь в пределах организма, но иногда возможны ее взаимодействия с другой душой-флюидом, без посредства организмов (т. е. то, что в настоящее время называется телепатией). Исходя из той же гипотезы души-флюида, У. склонен допустить так назыв. "спиритические" явления (статья в "Zeitschr. f. Philosophie" за 1879 г.; "Der sogenannte Spiritismus, eine wissenschaftliche Frage"). Из сказанного ясно, что дуализм души и тела, развиваемый У., не имеет ничего общего с дуализмом мыслящей и протяженной субстанций в духе Декарта. Этот последний дуализм У. отвергает, так как чувствует трудность проблемы взаимодействия души и тела в вопросе о локализации непротяженной души. С другой стороны, чисто материалистическая точка зрения на духовную деятельность, как на телесный процесс, предполагающий известную, имеющую механический эквивалент работу организма, пугает его, как исключающая возможность свободы воли и бессмертия души. Поэтому он, выступая защитником спиритуализма, сам того не замечая, оказывается материалистом, но материалистом непоследовательным. Приписывая душе протяженность, упругость, центробежную и центростремительную силу и способность производить механическую работу, он в то же время не допускает возможности определить механический эквивалент психической энергии. Отсюда противоречие. Свой "подспудный материализм" спиритуалист У. применяет к объяснению самых разнообразных психических явлений — различию возрастов, полов, темпераментов, рас, национальностей и т. п.; но в итоге получается не продуманная философская система, а эклектизм. Переводчик У. предлагает устранить указанное выше противоречие в понятии души с материальными атрибутами, советуя в сочинении У. везде слово жидкость (флюид) заменять словом дух — но дело не в словах, а в мыслях: У. называет душу невесомой жидкостью не в поэтическом или аллегорическом, а в буквальном смысле слова. Другие сочинения У.: "Das Grundprincip der Philosophie" (Лпц., 1845—46); "System der Logik" (Лпц., 1852); "Compendium der Logik" (1860); "Zur logischen Frage" (Галле, 1870); "Glauben und Wissen, Speculation und exacte Wissenschaft" (1858); "Gott und die Natur" (1861); "Gott und der Mensch"; "Der Philosohp Strauss" (1873).См. Hartmann, "Die Moderne Psychologie", (1901); Ибервег-Гейнце, "История новой философии"; E. Melzer, "Erkenntniss-theoretische Er?rterungen ?ber die Systeme von Ulrici und G?nther" (1886), На русском языке имеются следующие сочинения У.: "Бог и природа" (1874); "Душа и тело" (1869; 1-я часть сочинения "Gott und der Mensch") и "Нравственная природа человека" (1877). Теистическим воззрениям У. посвящена статья Гусева: "Теистическая тенденция в психологии Фихте Младшего и У." ("Труды Киевской Духовной Акад.", 1874, I).И. Лапшин
Значение слова УЛЬРИЦИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое УЛЬРИЦИ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012