Значение СТЕФАН: СВЯТЫЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое СТЕФАН: СВЯТЫЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

1) св. муч., воин, пострадал при императоре Антонине, будучи усечен мечом; память 24 мая. 2) С. Исповедник, архиепископ сурожский (Сурож — ныне Судак, на южном берегу Крыма). В 724 г. поставлен в архиепископы Сурожа, сильно обуянного ересью (вероятно, монофелитством). В пять лет С. восстановил православие. Получив указ (730 г.) императора Льва Исаврянина, повелевавший истреблять иконы, С. отправился в Константинополь, где свою ревностную защиту икон запечатлел мученичеством, многолетнею темницею, снова мученичеством и снова темницею, из которой освобожден уже сыном Льва III, Константином V Копронимом. Скончался около 742 г.; память 15 декабря. См. П. Голохвастов, "О святом С. Сурожском и о крещении князя Бравлина с дружиной" ("Церковные Ведомости", 1888, № 39). 3) С. Новый, или младший, в отличие от первомученика С. (см.) — преподобномученик и исповедник. Жил в уединении и подвижничестве. В 763 г. Константин Копроним потребовал, чтобы С. подписал определения иконоборного собора; С. отказался исполнить это требование и был заключен в темницу. Во время войны с болгарами С. был освобожден, но по окончании ее С. снова подвергся преследованию и был сослан на остров Проконнес. В 765 или 766 гг. С. был возвращен в Константинополь, где содержался в темнице. Скончался в 767 г., мученически: придворные вывели С. из монастыря, повлекли его по улице, били палками, топтали ногами, и, наконец, один из них нанес ему смертельный удар. Память 28-го ноября. Житие С. составлено константинопольским диаконом Стефаном спустя 42 года по его кончине и издано Котельером ("Monum. Eccl. Graec.", т. IV). На русском языке житие С. в "Душеполезном чтении", 1860, ч. III ("Житие святого преподобномученика и исповедника С. Нового"; 2 изд., М., 1891). 4) С. св. мученик, воин; за иконопочитание сослан при Константине Копрониме в заточение в Сугдаю (Сурож); был впоследствии там епископом. С. присутствовал на седьмом Вселенском соборе. Память 28-го ноября (см. указанную выше статью П. Голохвастова). 5) С. Савваит — препод., подвизался в иерусалимской обители св. Саввы; племянник св. Иоанна Дамаскина. Скончался в 794 г.; память 13-го июля. 6) С. препод., основал обитель в Вифинии в VIII в. Память 14 июня. 7) С. преподобный, игумен Триглийского монастыря (в окрестностях Константинополя); за несогласие отречься от иконопочитания в 815 г. сослан императором Львом Армянином в заточение, где и скончался. Иосиф Песнописец написал ему канон. Память 28-го марта. 8) С. св., патриарх Константинопольский, сын императора Василия Македонянина и брат импер. Льва Философа. Скончался в 893 г.; память 17 мая. 9) С. Новосиятель — схимник и великий постник; жил в Константинополе в IX в. Память 9 декабря. 10) С. Озерский или Комельский преподобный; на восточном берегу Комельского озера, в 35 верстах от Вологды, поставил себе келью и потом часовню и стал подвизаться. Храм и обитель (Николаевский мрь) устроены им в 1534 г. С. скончался в 1542 г. В том же году обитель была разорена татарами; при возобновлении ее над гробом С. построен был деревянный храм, замененный потом каменным. Память 12 июня.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.