I
писатель, ординарный профессор Казанского университета по кафедре философии; состоит деканом историко-филологического факультета. Важнейшие его сочинения: "Философия Беркли" (1877); "История англ. этики" (т. I, Каз., 1880), "Эстетика как наука о прекрасном в природе и искусстве" (Казань, 1894), "Эстетическое значение формы в произведениях природы и искусства" (Казань, 1894). С. держится направления англ. эмпирической психологии. Он считает задачей общей теории эстетики изучение того, "что такое красота и что такое чувство красоты, какие предметы, факты, отношения признаются красивыми и какие физиологические и психологические процессы в нас самих соответствуют этим вещам или вызываются ими". Эстетические чувства представляют собой особый класс эмоций (удовольствий и страданий), которые должны подчиняться общим законам удовольствий и страданий; "эстетически прекрасное (или чувство прекрасного, с его объективной стороны) есть то, что доставляет нам наибольшее количество приятных возбуждений при наименьшем количестве возбуждений неприятных в процессах периферических органов нервной системы, прямо не связанных с органическими функциями". Излагая эстетическую теорию музыки, С. указывает, что в действие на нас музыки входит, с одной стороны, чисто физиологический элемент — возбуждение нервной системы, а через нее и мускульной и сосудистой, а с другой — психологический элемент, который распадается на ряд моментов как чисто чувственного характера, так и умственного (единство среди разнообразия и т. п.) и особенно эмоционального; в последний входят чувства удовлетворенного ожидания (мелодии и ритм), контраста, новизны и неожиданности, а также и все те волнения и настроения, которые переживали наши зоологические предки в моменты особенно страстного их возбуждения и которые ассоциировались у них с музыкой, а нами получены путем наследственной передачи; последним С. объясняет смутность, неуловимость, невыразимость чувств, возбуждаемых в нас музыкой. II (дополнение к статье)
писатель; ум. в 1902 г.