Значение СЕРДЦЕ ПРЕСВЯТОЕ ИИСУСА ХРИСТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

СЕРДЦЕ ПРЕСВЯТОЕ ИИСУСА ХРИСТА

одна из наименее христианских особенностей католического богопочитания. Культ этот возник во Франции в XVII в., когда проповедники стали трактовать о пресвятом С. Христа или Девы Марии. Одна нормандская крестьянка имела видение, в котором ей предстала Богоматерь, повелевая обожать С. Марии. Визитандинки называли себя "дочерьми С. Иисуса". Прочное основание культу пресвятого С. положили видения Марии Алакок (см.), монахини монастыря визитандинок в Парэ-ле-Моньяль. Невежественная и страстная девушка, она представила себе, что Христос взамен отданного Ему ее сердца подарил ей свое; в своих галлюцинациях она видела это кровавое С. Христа в Его отверстой груди. Настоятельница монастыря Грэффье написала дарственную запись сердца Марии Алакок Иисусу Христу, а Алакок записала сама своею кровью, под диктовку своего видения, дарственную запись С. Спасителя ей, Марии, следующего содержания: "Я делаю тебя наследницею моего С. и всех его сокровищ во времена и во веки веков; обещаю, что ты лишишься помощи лишь тогда, когда я лишусь власти. Ты пребудешь всегда моею любимою ученицею, забавою, мною избранною (le jouet de mon bon plaisir), жертвоприношением моей любви (l'holocauste de mon amour)". Уже при жизни Алакок иезуиты оценили значение культа С. Иисуса (Sacr?-coeur) как средства к упрочению и распространению своего влияния среди масс и выступили ревностными поборниками его, сознательно смешивая различные понятия, соединяемые со словом: сердце. Иезуит Галлифе объявлял одновременно: в Риме — что дело идет о небесной любви, в Париже — что предмет обожания составляет самое С. Христово, без всяких метафор. В год уничтожения Нантского эдикта (1685) Мария Алакок посвятила первый алтарь пресвятому С. Христову; через 40 лет Франция насчитывала 248 братств, посвятивших себя ему. Иезуиты распространяли для поддержания этого культа разные брошюры, символические картины и т. п. Папы сначала колебались ввести это материальное почитание, но впоследствии убедились, что обращение к чувственному символизму является действительным орудием пропаганды и господства над массами. Пий VI высказался против решения собора в Пистойе (1786), который хотел различить символическое С. от действительного. Некоторые епископы XVIII в. видели в последнем главное значение культа. В гимнах С. Иисуса иногда упоминается вслед за Троицею. В некоторых руководствах для братств Пресвятого С. (Confr?ries du Sacr?-Coeur) даются правила для совокупления сердец; читатели поучаются, как соединенные молитвою сердца "желают проникнуть в отверстие сердца Иисуса и беспрестанно погружаться в эту любовную рану (cette plaie amoureuse)". Праздник Пресвятого С. (в первую пятницу после праздника Тела Христова), установление которого предписано было в видении Алакок, окончательно утвержден папою Климентом XIII в 1765 г. Во время Вандейской войны роялисты носили изображение Пресвятого С. на груди, как амулет. В новейшее время Пресвятое С. служило во Франции орудием политической агитации; в 1873 г. в капелле, сооруженной в честь Алакок в Парэ-ле-Мониаль, Франция торжественно посвящена была Пресвятому С. В 1875 г. Пий IX посвятил Пресвятому С. всю вселенную. В 1794 г., когда иезуитский орден официально считался упраздненным, было основано общество Пресвятого С. Иисуса (Soci?t? du Sacr?-Coeur), под именем которого действовали иезуиты; общество это впоследствии именовалось орденом пакканаристов (см). Ср. Boulang?, "L'amante du Sacr?-Coeur etc." (2 изд., 1849); J. Michelet, "Du Pr?tre, de la femme, de la famille" (3 изд., 1845); Reusch, "Die deutschen Bisch?fe und der Aberglaube" (Бонн, 1879); Speil, "Leonor Franz von Jonrnely und die Gesellschaft des Heiligen Herzens Jesu" (Бресл., 1874); Лебедев, "О латин. культе С. Иисусова" (Варш., 1882).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.