I
Русская православная церковь. Русская православная церковь отличается от всех других поместных православных и вероисповедных христианских церквей, за исключением римско-католической, многомиллионным составом своих членов, обширностью занимаемого ею пространства, разнообразием народностей, к которым принадлежат ее члены, множеством установлений, входящих в ее устройство, многосторонней самостоятельной деятельностью и отношениями к различным поместным церквам. Русская церковь основана в 988 г. Получив первоначальное иерархическое устройство от константинопольской церкви, она, в течение более чем 9-ти веков своего существования, постепенно увеличивалась в своем составе, развивалась в своем строе, приобретала самостоятельность и независимость от константинопольской иерархии и в XV веке стала автокефальной. С 988 по 1589 г. она имела устройство митрополитанское, с 1589 по 1720 г. — патриаршее, а с 1721 г. имеет синодальное. Во главе устройства русской церкви стоит в Санкт-Петербурге Святейший Правительствующий Синод (см. Синод). Он состоит из присутствия и учреждений, при нем находящихся. Присутствию Святого синода, составляющемуся из иерархов высшей степени, принадлежат все виды власти самостоятельной, автокефальной православной церкви во всех пределах Российской империи и областей, в ее состав входящих, по всем предметам, сторонам, делам и отношениям православного церковного устройства, управления и суда. Через Святой синод действует в управлении православной русской церковью самодержавная верховная власть, учредившая его по каноническом сношении с патриархами восточных православных церквей. В определенных правилами вселенской церкви, государственными законами страны, целями и назначением православной веры пределах Святой синод обладает властью законодательной, распорядительной, административной, надзирающей и судебной и сносится с управлениями поместных православных церквей. Действуя под надзором представителя верховной государственной власти — синодального обер-прокурора, он сносится с Правительствующим Сенатом ведениями, непосредственно, а с верховной властью и высшими государственные и центральными установлениями — через посредство обер-прокурора. Для осуществления разных видов власти по различным предметам и сторонам церковной жизни (относительно учения, богослужения, суда, управления и заведования должностями и учреждениями, учебными заведениями, имуществом и прочим) при Святом синоде в Санкт-Петербурге существуют: синодальная канцелярия, духовно-учебный комитет, духовно-училищный советы, хозяйственное управление, контроль и управления синодальных типографий, обер-прокурор и канцелярия его, два отделения в Москве и Тифлисе под названием Московской и Грузино-Имеретинской синодальных контор. Состоя под высшей властью Святого синода и его учреждений как главного, или центрального, духовного правительства, русская православная церковь разделяется на епархии, которые имеют значение церковных административно-судебных областей. Епархии в России учреждены и учреждаются вновь по соглашению с церковной и государственной властью. Пределы епархий, по общему правилу, совпадают с пределами губерний и областей. Число епархий увеличивалось постепенно. Ныне оно простирается до 66; из них 64 в пределах России, одна (Алеутская) в Америке и одна, под названием японской православной церкви, в Японии. Все епархии, как части церкви, взаимно одна от другой независимы и самостоятельны в административно-судебных отправлениях и состоят непосредственно в ведении Святого синода, за исключением епархий Закавказского края (их 4), которыми заведует Грузино-Имеретинская синодальная контора. Каждая епархия находится под непосредственной властью епархиального архиерея и имеет определенное правилами церкви и законами государства устройство. Епархиальный архиерей назначается, при соучастии Святого синода, властью государя. Русские епархиальные архиереи носят титул митрополитов (их 4), архиепископов (неопределенное число) и епископов, но в пределах своих епархий обладают независимо от титула равной властью. Епархиальный архиерей — главный в епархии учитель веры и нравственности, главный священнослужитель и правитель по всем видам власти, администратор, судья, надзиратель и руководитель в проповедании слова Божия, богослужения, управления всеми предметами, учреждениями и должностными лицами. Он имеет право входить в Святой синод с представлениями о необходимости изменений в действующих законах и правилах по церковным предметам, издавать и утверждать в согласии с общими правилами и законами и в развитие их руководящие правила и инструкции для епархиальных учреждений и должностных лиц, утверждать уставы церковно-приходских попечительств, братств и обществ для духовно-просветительных целей в пределах епархии. В состав общего строя русской епархии входят: епископ-викарий (в немногих епархиях — по 2 и даже по 3) как помощник епархиального архиерея, кафедральный собор — для священнослужения архиерея, духовная консистория (их 60) — для управления и суда, епархиальный училищный совет — для заведования церковно-приходскими училищами и школами грамотности, попечительство о бедных духовного звания — для призрения заштатных священно- и церковнослужителей, их вдов и сирот и для опеки над сиротами-детьми духовенства, духовная академия (в 4 епархиях, с 900 студентами), духовная семинария (58, с 19000 учащихся), духовные училища (183, с 32000 учащихся), епархиальные женские училища (49, с 13300 учащимися) и женские училища духовного ведомства (13, с 2100 ученицами), архиерейский дом (их 66) и временные съезды епархиального духовенства. В епархиях Закавказского края нет консисторий и семинарий: епархиальные архиереи действуют здесь посредством состоящих при них канцеляриях и переносят важные дела для окончательного разрешения и утверждения в Грузино-Имеретинскую синодальную контору, которая имеет значение общей для всех 4 епархий консистории. В трех епархиях существуют духовные правления (холмское, великоустюжское и сарапульское), отчасти имеющие значение консисторий. Епархии подразделяются на благочиннические округа. Разделение епархии на округа и изменение их пределов зависит от епархиального начальства. В каждом округе должно состоять от 15 до 35 приходских церквей. В благочинническом округе существуют должности благочинного, депутата духовенства и духовника духовенства, в большей части епархий, по распоряжениям епархиального архиерея — благочиннические советы, а в некоторых — и съезды духовенства. Вне епархиального строя русской церкви стоят церкви и духовенство ведомства придворного и военного, а также монастыри-лавры (4) и ставропигиальные монастыри (6). Церкви и духовенство придворного ведомства находятся в ведении духовника их величеств, военного — в заведовании протопресвитера военного и морского духовенства, лавры и ставропигиальные монастыри — в непосредственном ведении Святого синода. Церкви военного ведомства бывают переносные и постоянные; на военные суда назначаются временно иеромонахи. Число православного населения в пределах Российской империи простирается до 80 миллионов обоего пола. Оно распределяется по церквам — приходским, соборным, общественных и государственных учреждений (учебных и благотворительных установлений, полков, тюрем и т. п.) и монастырским. Приходов во всех епархиях ныне числится около 37000; соборных церквей, с прихожанами и без них — 720; церквей при общественных и государственных учреждениях — около 2000. Монастырей, штатных и заштатных: мужских 440, с 8000 монахов и 7500 послушников, женских — 250, с 7000 монахинь и около 17000 послушниц. К церквам принадлежат миряне и лица белого духовенства; монашествующие состоят в монастырях и отчасти при архиерейских домах и духовно-учебных заведениях. Прихожане церквей приходских и соборных составляют из себя общества для участия и заведования имуществами и хозяйством церквей и для благотворительной и духовно-просветительной деятельности. Духовенство белое и монашествующее есть особое состояние в государстве. К православному вероисповеданию в России принадлежит, главным образом, русское население (великороссы, малороссы и белорусы), занимающее по преимуществу внутренние губернии империи, но рассеянное по всем областям и окраинам обширного неизменного пространства государства. Русское население империи в огромном большинстве своего состава твердо сохраняет исконную преданность православной вере, закону Божию и церкви, любовь к храмам и богослужению. В этих свойствах русского православного народа заключается неистощимый источник стремлений его и русского правительства к "миру всего мира" и "к благосостоянию и соединению всех церквей", о чем ежедневно молится православная церковь. Приверженцы образовавшегося в русской церкви в конце XVII века раскола, называющие себя староверами или старообрядцами, разделяются на несколько, неодинаковых по числу приверженцев, групп. Эти группы — поповцы, беглопоповцы и беспоповцы. Общее их число, по отчету обер-прокурора Святого синода за 1894 и 95 годы, простирается до 13 миллионов. Особенно сильна числом приверженцев, материальным богатством, множеством моленных и организацией, сходной с устройством православной церкви, категория старообрядцев, "приемлющих австрийское, или белокриницкое, священство". В этой категории принадлежит до 2/3 всех русских староверов, официально называемых раскольниками. Центром приверженцев "австрийской иерархии" служит Рогожское кладбище в Москве; во главе их стоит уроженец Тагильского завода Пермской губернии, именующий себя "Савватием, архиепископом Московским и всея России"; под его ведением находится несколько лиц, называемых среди приверженцев их епископами (см. Раскол). Беспоповцы дробятся на множество разного названия толков и согласий. Между ними есть такие, которые образовались в XVII и XVIII веках — федосеевцы, филипповцы, даниловцы, спасовцы, перекрещенцы, нетовцы, немоляки, бегуны, неплательщики и прочие; есть и новые, явившиеся в недавнее время, — чистяковщина, пасхальники, отрицатели водного крещения и т. п. От "староверческих" вероисповедных "толков" отличаются по своему положению в государстве секты, признаваемые наиболее вредными в общественном отношении, — молокане, духоборцы, хлысты, субботники и жидовствующие, мормоны, штундисты, "чтецы", "адвентисты 7-го дня" (хилиасты), еленушкина или серафимовская секта (в Псковской губернии). Таким образом, в среде довольно значительной части русского народа существует религиозное, не соответствующее началам православия брожение, к умиротворению которого направлена миссионерская деятельность православной церкви и учреждены единоверческие церкви и приходы с разрешением обрядов и богослужения по старопечатным книгам. Русская православная церковь стоит лицом к лицу не только с "расколом", но и к различным и многочисленным вероисповеданиям, христианским и нехристианским, покровительствуемым или дозволенным по государственному законодательству. Кроме православных, раскольников и сектантов, в России живут христиане различных вероисповеданий (римско-католического, евангелическо-лютеранского, евангелическо-аугсбургского, реформатского разных видов, армяно-григорианского, армяно-католического) и не христиане, вероисповеданий еврейского (талмудисты и караимы), магометанского (сунниты и шииты), буддийского (ламаиты и шаманисты), Конфуциева учения и др. языческих. Среди инородцев и иноверцев живут и православные. В Финляндской епархии их около 50 тысяч, в Рижской епархии — около 255000, в Холмско-Варшавской епархии — около 410000, в западно-русских епархиях — около 4000000, в Грузинском экзархате — около 1300000 душ. Среди инородцев, живущих в приволжских, приуральских и сибирских епархиях, православная вера постепенно распространяется и утверждается посредством введения православного богослужения на инородческих языках и наречиях, распространения проповеди слова Божия и книг священных, богослужебных, учебных и духовно-нравственного содержания на тех же языках, а также посредством учреждения инородческих училищ под ведением церкви и через священно- и церковнослужителей, и учителей, приготовленных церковью из среды инородцев. Положение православной церкви в России до некоторой степени определяется числом населения империи, принадлежащего к другим вероисповеданиям: католическому — 10725000 душ, лютеранскому — около 4 1/2 миллиона, реформатскому — около 22000, армянскому — около 800000, еврейскому — около 4 миллионов, магометанскому — около 11700000, к языческим — около 700000 душ. Православная русская церковь в отношении к иноверцам и русским раскольникам и сектантам действует посредством благовестнических миссий. Для поддержания ее миссионерской деятельности существует миссионерское общество, с советом в Москве и с комитетами в епархиях. Миссии разделяются на внутренние, действующие в России, и заграничные. В епархиях противораскольнические и противосектантские миссионеры состоят под руководством и управлением епархиальных архиереев. Миссии по отношению к инородцам-иноверцам имеют особую организацию, примененную к условиям инородческого быта: таковы миссии астраханская, киргизская, алтайская, чукотская, камчатская и прочие. Из заграничных миссий одни имеют целью благовестие православной веры среди иностранных подданных, исповедующих язычество (японская и пекинская), а другие — удовлетворению религиозных потребностей православных русских и иностранных подданных и поддержание единения русской церкви с иными поместными (иерусалимская, элладская, константинопольская и те церкви, которые состоят при дипломатических миссиях). В среде членов православной церкви учение веры и нравственности утверждается и укрепляется проповедованием слова Божия в церквах при богослужении и при исполнении треб, беседами вне богослужебных, преподаванием Закона Божия во всех учебных заведениях, воспитанием и образованием детей и юношества в многочисленных, подведомственных церкви учебных заведениях — школах грамотности и церковно-приходских, духовных училищах, семинариях и академиях — руководительной пастырской деятельностью в среде взрослых, деятельностью духовно просветительных братств и обществ и богословской литературой. Православная богословская и церковно-историческая литература во всех отраслях и видах развивается в России в новейшее время в такой степени и объеме, как ни в одной из поместных православных церквей, и по своим достоинствам не уступает литературе заграничных инославных христианских вероисповеданий. Учебная литературная деятельность сосредоточивается по преимуществу около духовных академий и семинарий, а общепросветительская развивается, главным образом, трудами пастырей церкви. Для поощрения ученой и учебной литературы учреждены ученые степени с отличительными знаками и денежные премии. Для предупреждения уклонений ее от начал православия существует духовная цензура. Право цензуры принадлежит, под главным ведением Святого синода, санкт-петербургскому и московскому духовным цензурным комитетам, духовным академиям и епархиальным преосвященным или уполномоченным от них лицам. Русская церковь поддерживает общение, сношения и отношения с заграничными православными церквами, в особенности с константинопольской, иерусалимской, антиохийской, александрийской, элладской, сербской, черногорской, болгарской и румынской, а временно и случайно — и с прочими. Отношения эти выражаются в обмене по разным случаям посланиями между Святым синодом и представителями высших властей других поместных церквей, в содержании и пределах поместных церквей церковных учреждений (миссий, подворьев, храмов с притчами), в оказании пособий и пожертвований деньгами, утварью, книгами и т. п., в доставлении богословского образования присылаемым из-за границы лицам и прочим. Содержание церкви и духовенства получается из различных источников. Приходское духовенство, сельское и городское, содержится на добровольное вознаграждение за требоисправления, обработкой церковных земель или доходами с них и, в некоторых местах, процентами с капиталов, если они пожертвованы на содержание причтов. "Причты более бедных приходов получают (весьма ограниченное) содержание от казны, но, к сожалению, еще далеко не все" (отчет обер-прокурора за 1894 и 1895 г., стр. 427). Святой синод располагает специальными средствами, годовой итог которых достигает 7000000 рублей. Эти средства — процентный сбор с доходов всех церквей империи, проценты с типографского и духовно-учебного капиталов, составившихся также от церквей, и пособие от казны на духовно-учебные заведения. Эти доходы и расходуются на духовно-учебные заведения и на типографии. Из государственного казначейства по государственной росписи в последние годы ассигнуется на содержание центральных учреждений при Святом синоде, архиерейских домов, кафедральных соборов, викарных епископов, духовных консисторий, монастырей, городского и сельского духовенства, миссионеров, духовно-учебных заведений, церковно-приходских школ и духовных учреждений за границей до 18 миллионов рублей. См. "Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святого синода за 1890—1895 г." (Санкт-Петербург, 1891—98); Иван Преображенский, "Отечественная церковь по статистическим данным, 1840—1891" (Санкт-Петербург, 1897); И. Покровский, "Русские епархии в XVI—XIX веках" (Казань, 1897); А. Доброклонский, "Руководство по истории русской церкви" (выпуск 4, синодальный период 1700—1890 годы, Москва, 1893 г: статьи и ежегодные обозрения состояния церкви в духовных журналах — "Церковных ведомостях", "Церковном вестнике" и прочих.
М. Горчаков.
Инославные и иноверные исповедания. Все существующие в России и состоящие из русских подданных христианские инославные церкви, т. е. неправославного, а иных исповеданий (римско-католического, армяно-католического, армяно-григорианского, евангелическо-лютеранского, евангелическо-аугсбургского, евангелическо-реформатского, архангельского евангелического прихода, представляющего собой соединение лютеранского и реформаторского исповедания, евангелических братьев в Сарепте и Остзейском крае, шотландских колонистов в Каррасе, базельских колонистов в городе Шуше, колонии Гнаденбург в Терской области, меннонитов, баптистов), а также лица нехристианских иноверных исповеданий (караимы и евреи, магометане, ламаиты и другие язычники) пользуются правом свободного исповедания своей религии (с известными ограничениями, например, относительно религиозных процессий), но без права проповеди своего вероучения. В организацию инославных и иноверных исповеданий русским законодательством внесено много элементов государственной церковности. Ведение метрических записей о рождении, браке и смерти предоставляется духовенству всех инославных церквей и иноверных религиозных обществ, кроме ламаитов, о метриках которых в уставе иностранных исповеданий ничего не говорится. Для всех христиан и нехристиан, кроме раскольников и баптистов, обязательна религиозная форма браков; все брачные дела подсудны духовным установлениям соответствующих исповеданий. В инославных церквах существует духовная цензура для книг духовного содержания. Многие из этих правил ведут к совершенной невозможности возникновения и развития у нас в инославных церквах новых сект. Относительно перехода из одного вероисповедания в другое русское законодательство устанавливает очень много ограничений. Всем вообще христианам воспрещается безусловно переход в нехристианские веры; православным воспрещен выход из православной церкви. Переход из одного инославного исповедания в другое не запрещается безусловно, но и не предоставляется свободному усмотрению; он допускается не иначе, как с разрешения министра внутренних дел, по просьбам, принесенным ему без всякого участия духовенства того исповедания, в которое проситель перейти желает, и в этом разрешении министр может по своему усмотрению отказать. Переход не христиан в православные церкви допускается, по общему правилу, только с особо на каждый раз высочайшего разрешения, испрашиваемого через министра иностранных дел (Устав иностранных исповеданий, статья 8). Исключение составляют только евреи, могущие переходить в иностранные церкви с разрешения министра внутренних дел, и все не христиане Кавказского края, получающие эти разрешения от главноначальствующего гражданской частью. Не исповедовать никакого вероучения у нас вовсе не допускается. Всем христианам безусловно воспрещаются браки с язычниками. С евреями и магометанами русское законодательство разрешает вступать в брак, из христиан, только одним лютеранам, то с соблюдением следующих условий: 1) венчание только в лютеранской церкви; 2) крещение детей в лютеранском или православном исповедании; 3) испрошение со стороны последователей лютеранского исповедания разрешения местной консистории и 4) отказ жениха не христианина от многоженства. Все католическое духовенство получает содержание из казны. Во всех протестантских исповеданиях прихожане обязаны делать взносы на содержание пасторов. Приходы армяно-григорианской церкви обязаны давать своему приходскому духовенству постоянное содержание, и кроме того духовенство получает по определенной таксе вознаграждение за требы. Раввины еврейские получают содержание от прихода; размер его определяется договором раввина с приходом. В магометанских шиитских и суннитских приходах содержание приходского муллы обязательно для прихода. Размер этого содержания определяется приходским сходом. Управление духовными делами инославных и иноверных исповеданий сосредоточено в министерстве внутренних дел по департаменту духовных дел иностранных исповеданий. См. Н. Суворов, "Курс церковного права" (т. II, Ярославль, 1890); "Церковные ведомости", 1899, № 26, стр. 1041—1042, и № 27, стр. 1088—1089. II (дополнение к статье)
Неудовлетворительность церковного устройства и необходимость его реформы ввиду возрождения соборного начала и оживления приходской жизни, сознавались в обществе и частью в духовенстве с давних пор; но с новой силой церковный вопрос возник в последние годы. Он был обсуждаем в СПб. в религиозно-философском обществе, протоколы заседаний которого печатались в журнале "Новый Путь". В марте 1905 г. св. синодом был признан неотложным созыв собора "для преобразования нашего церков. управления на началах канонических". В начале 1906 г. учреждено было при синоде особое присутствие "из представителей церк. иерархии, других духовных лиц и мирян, известных своими учеными трудами и познаниями в области богословия, церк. истории, канонического права и церк. практики, для предварительного обсуждения вопросов, подлежащих рассмотрению будущего собора. Материалом для присутствия должны были служить отзывы епархиальных преосвященных, с приложением при некоторых из них соображений епарх. съездов и окружных собраний духовенства. Присутствие разделилось на 7 отделений: 1) о составе поместного собора, о порядке рассмотрения и решения дел на соборе и о преобразовании центрального управления; 2) о разделении России на церк. округа и организации их, а также о преобразовании местного церк. управления; 3) об организации церковного суда и пересмотре законов по делам брачным вообще и о смешанных браках; 4) о благоустроении прихода, о церк. школе, о порядке приобретения церк. собственности, об епархиальных съездах и участии священнослужителей в обществ. и сословных учреждениях; 5) о преобразовании дух. учебных заведений; 6) о единоверии, старообрядчестве и друг. вопросах веры; 7) о мерах к ограждению правосл. веры и христ. благочестия от неправых учений и толкований ввиду укрепления начал веротерпимости в империи. Из работ присутствия 25 апреля 1907 г. опубликовано "положение о составе предстоящего чрезвычайного собора русской церкви и порядке производства дел на оном", принятое синодом и Высочайше одобренное. Собор состоит из всех епархиальных епископов, клириков и мирян. Отсутствующие епископы могут посылать заместителей, с правом голоса, хотя бы то были и не епископы. Право решающего голоса принадлежит епископам. С епископом являются на собор по 1 члену из клира и 1 из мирян, выбранных епископом из кандидатов, указанных на благочиннических собраниях. Председателем собора является первенствующий член синода. Место собора — Москва.
Положением о Госуд. Думе священники не были лишены участия в выборах, а новым учреждением Госуд. Совета в его состав были введены представители духовенства (см. выше, Госуд. устройство). Вслед за распоряжением правительства (циркуляр совета м-ов от 14 сент. 1906 г.) о непринадлежности чиновников к политическим партиям и союзам, обер-прокурор св. синода выступил (окт. того же года) с циркуляром о характере пастырской деятельности, проводившим ту же точку зрения. В сентябре 1906 г. митр. Антоний обратился, по поручению св. синода, с письмом к епархиальн. преосвященным "об объединении пастырских сил не мерами строгости, а путем общения и назидания". Когда некоторые из числа священников, избранных во вторую Госуд. Думу, отсутствовали, вместе с другими представителями крайних фракций, при обсуждении запроса по поводу заговора на жизнь Государя, синод, определением от 12 мая, поручил митрополиту Антонию, по вызове этих священников, объявить им о немедленном оставлении ими тех партий, к которым они себя причисляют, или снятии с себя сана, с тем, что в противном случае они будут отданы на усмотрение их епархиальных начальств. — Обер-прокурорами св. синода в 1905—1907 гг. были кн. А. Д. Оболенский, сменивший К. П. Победоносцева (окт. 1905 г.), кн. А. А. Ширинский-Шихматов (апрель 1906 г.) и П. П. Извольский (с июля 1906).
M. П.