I
(1807—70) — исторический живописец, пейзажист и мозаичист. Род. в Холмском у., Псковской губ., крепостным человеком г. Кушелева, который впоследствии отпустил его на волю. Художественное образование Р. начал в Арзамасской школе А. Ступина и окончил в Имп. академии худ. Из поездки на Нижнетагильские заводы привез рисунки любопытных местностей Урала и Алтая. В 1842 г. отправился за границу. В Риме изучал мозаичное искусство, но по случаю политических беспокойств в Италии был принужден возвратиться в 1849 г. в Россию. В 1851 г. признан академиком. В последние годы жизни занимался в Москве живописью в византийском стиле и расписал в нем образную в доме Солдатенкова. Из картин Р. более известны: "Вид на Рим с Монте-Марио", "Видение блаженного Алипия, иконописца Печорского" (обе в Русск. музее Александра III), "Римский вид вечером" (в Третьяк. галл., в М.) и несколько пейзажей (в Моск. публичн. музее). II
исторический живописец, пейзажист и мозаичист (1807—1870), был крепостным человеком г-на Кушелева, которым впоследствии отпущен на волю. Художественное образование начал в арзамасской рисовальной школе А. Ступина и продолжал в Академии художеств. В 1837 г. ездил на Кавказ и на Нижнетагильские заводы; из этого последнего путешествия привез рисунки местностей Урала и Алтая. В 1840 г. получил от академии звание неклассного художника. В 1842 г. отправился в чужие края. В Риме, сверх занятий живописью, изучал в 1847—48 гг. мозаичное производство. Вызванный в 1849 г. в СПб. Р. за работы по различным родам живописи был признан (1851 г.) академиком. Два года служил в спб. мозаичном заведении, а в 1854 г. снова поехал за границу. В последние годы своей жизни занимался живописью в византийском стиле, в котором, между прочим, расписал образную в доме г-на Солдатенкова. В Русском музее имп. Александра III в СПб. находятся две весьма хорошие картины Р.: "Вид на Рим с Монте-Марио" (1845) и "Блаженный Алиний, иконописец печерский" (1848).