Значение РАДЛОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое РАДЛОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ориенталист и путешественнник: род. в Берлине в 1837 г.; в 1858 г. прибыл в Петербург для занятий при Азиатском музее. Желая изучить тюркские языки из уст народа, Р. занял учительское место в Барнауле; отсюда он предпринимал поездки в места жительства окрестных племен для изучения их языков и для собирания образцов их народной поэзии. Он объездил таким образом Алтай, восточные киргизские степи, часть губерний Енисейской и Тобольской, Ташкент, Ходжент, Джизак, Самарканд, Монголию. В 1871 г. Р. поселился в Казани, где до 1884 г. занимал должность окружного инспектора магометанских школ, изучая тюркские говоры (приволжские и башкирские), языки чувашский и черемисский. В 1884 г. Р. назначен директором Азиатского музея в Петербурге и избран ординарным академиком Имп. Академии наук. В 1886 г. Р. совершил поездку в Крым для изучения языка крымских татар, а в 1887 г. в Литву и Волынь для исследования караимского диалекта. В 1891 г. Р. стоял во главе экспедиции, снаряженной Имп. Академией наук для исследования древних памятников долины р. Орхона в Монголии (см.). Главнейший труд Р.: "Proben der Volkslitteratur der t?rkischen St?mme S?dsibiriens" ("Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи", тексты и немецкий перевод; СПб., 1866—96, 7 т.). Этот сборник имеет важное значение как в лингвистическом, так и в этнографическом и историческом отношении: он сделал возможным изучение дотоле неисследованных тюркских наречий, сохранившихся в большой чистоте, без примеси арабских и персидских слов, благодаря тому, что народы, ими говорящие, жили уединенной жизнью и не подпали влиянию ислама. Собранные им сказки, преданья, поверья раскрывают картину внутренней и духовной жизни тюркских племен Южной Сибири. Другой выдающийся труд Р.: "Vergleichende Grammatik der n?rdlichen T?rksprachen. Th. I. Phonetik" (Лпц. 1882—83). Ему принадлежат еще: "Ueber die Formen der gebundenen Rede bei den Altaischen Tataren" (в "Zeitschrift f?r V?lkerpsychologie u. Sprachwissenschaft", 1865—66, т. 4), "W?rterbuch der K?nai-Sprache" (СПб., 1874), "Анализ болгарских числительных имен в известиях Альбекри и др. авторов" (1878), "Die Lautalternation und ihre Bedeutung f?r die Sprachenentwickelung" (в "Verhandlungen des f?nften internationalen Orientalisten Congress", Б., 1882), "Zur Sprache der Komanen" (в "Internationale Zeitschrift f?r allgemeine Sprachwissenschaft", Лпц., 1884—85), "Versuch eines W?rterbuches der T?rkdialecte" (СПб., 1888 и сл.), "Die altt?rkischen Inschriften der Mongolei" (вып. 1 и 2, СПб., 1894), "Kurzer Bericht ueber eine im Sommer 1862 uutergenommene Reise in die ?stl. Kirgisen-Steppe" ("Bul. de l'Acad.", 1863, т. VI), "Observations sur les Kirghis" (Пар., 1864), "Bericht ?ber eine im Sommer 1863 unternommene Reise in den ?stlichen Altai" ("Bul. de l'Acad.", 1864, т. V и VIII), "Мифология и миросозерцание жителей Алтая" ("Вост. обозрение", 1882, №№ 7 и 8, 1883, № 8), "Ethnographische Uebersicht der T?rkst?mme Sibiriens und der Mongolei" (Лпп., 1883), "Aus Sibirien" (Лпц., 1884), "Das Schamanentum und seine Kultus" (Лпц., 1885), "Сибирские древности" (в "Материалах по археологии России, издаваемых Имп. Археологической комиссией", СПб., 1888), "Altas der Altert?mer der Mongolei" (СПб., 1892 сл.) и мн. др.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.