Значение слова ПРЕДРОМАНТИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ПРЕДРОМАНТИЗМ

преромантизм, комплекс идейно-стилевых тенденций в западноевропейской литературе 2-й половины 18 - начала 19 вв. и изобразительном искусстве конца 18 - начала 19 вв.; генетически предвосхищая романтизм , П. сохраняет преемственность некоторых мотивов и идей литературы сентиментализма (апелляция к 'чувству', апология 'естественного' существования, поэтизация 'мирной' природы и др.), однако это идеологически разные течения: в рамках сентиментализма осуществляется критика рационализма Просвещения, тогда как П. - начало его полного и бескомпромиссного отрицания. 'Зыбкая', переходная природа П. находит подтверждение в творческих судьбах 'предромантиков', часто относимых либо уже к романтизму (У. Блейк), либо ещё к сентиментализму (Ж. А. Бернарден де Сен-Пьер). Связанный с выдвижением третьего сословия, П. проникнут пафосом самоопределения и утверждения личности ('Влюблённый дьявол' Ж. Казота; в известной мере произведения маркиза де Сада). В предреволюционные годы французский П. обретает гражданственное антифеодальное звучание.

Наиболее характерно и полно П. развился в Англии. Констатируя кризис просветительского сознания, английский П. демонстративно реставрирует 'старину' (мистификации Т. Чаттертона, Дж. Макферсона), обращается к народному творчеству (песни и баллады Т. Перси, А. Рамзей и др.), создаёт 'готический роман' (А. Радклиф и др.). Поэтизируя душевную стихию, углубляясь в неё, английский П. переносит акцент на перипетии индивидуальной человеческой судьбы. В русле увлечения средневековьем лежит и возрождение интереса к 'варварскому' У. Шекспиру как образцу истинной поэзии ('Мысли об оригинальном творчестве', 1759, Э. Юнга ) . Критика буржуазного прогресса выразилась в 'кладбищенской поэзии' Юнга ('Жалоба, или Ночные думы', 1742-45), в меланхолических 'Элегиях' (1751) Т. Грея. П. проявился также в литературах США, Венгрии, Италии, Испании. В России П. не получил законченного выражения; синкретизм русской литературы конца 18 в. (одновременное присутствие различных идейно-художественных тенденций) свёл его к отдельным мотивам в поэзии Г. Р. Державина, Н. И. Гнедича, В. А. Жуковского.

В сфере изобразительного искусства П. гораздо органичнее переходит в собственно романтизм. Здесь он также отмечен стремлением к индивидуализации образов, тяготением к драматическим мотивам, островыразительной художественной форме и нередко обладает гражданственным звучанием.

В. А. Харитонов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.