I
публицист-этнограф. Род. в 1850 г. в Архангельске, обучался в местной гимназии и Петровской земледельческой и лесной академии, но курса в ней не окончил из-за участия в студенческих волнениях. До 1879 г. должен был жить в Архангельской и Воронежской губерниях. Столкновения и знакомства с многочисленными последователями разных сект на крайнем севере возбудили в П. желание заняться изучением последних, и результатом этого изучения была его 1-я печатная статья: "Знаем ли мы раскол?" (в "Неделе", 1877, №№ 49 и 50, под псевдонимом Борецкого), за которой последовал ряд других, напечатанных в "Голосе", "Новом Времени", "Русском Курьере", "Стране", "Русской Мысли", "Вестнике Европы", "Русских Ведомостях", "Историческом Вестнике", "Неделе" и др. Наиболее замечательные из них: "Еретики" ("Голос", 1880, №№ 227, 229 и 234; этой статьей П. вызвал участие к узникам в некоторых высокопоставленных лицах и, особенно, в великом князе Константине Николаевиче, благодаря чему состоялось Высочайшее повеление об освобождении Адриана Пушкина, 15 лет проведшего в полном одиночном заключении на одном из Соловецких островов, и трех старообрядческих епископов из тюрьмы суздальского монастыря), "Шлиссельбургская крепость" ("Русская Мысль", 1880, № 12), "Раскол и его исследователи" (ib., 1881, № 2), "Значение сектантства в русской народной жизни" (ib., 1881, № 1), "Алчущие и жаждущие правды" (ib., 1881, №№ 10 и 12 и 1882, № 1; статья эта посвящена изучению секты "сютаевцев", в Тверской губернии, и обратила на себя внимание как в России, особенно графа Л. Н. Толстого, так и за границей. М. де Вогюе на основании ее написал большую статью о Сютаеве в "Revue des deux mondes", 1883, № 1), Соловецкие узники" (ib., 1881, № 11), "Генерал Пашков и его проповеди" ("Новое Время", 1880, № 1413), "Привилегированное сектантство" и "Религиозные кружки в СПб." ("Голос", 1882, №№ 67, 74, 87 и др.), "Пашковцы" ("Русская Мысль", 1884, № 5 — о Пашкове и пашковцах П. первый поднял вопрос в печати), "Немоляки" ("Вестник Европы", 1883, № 2), "Уральское старообрядчество" ("Голос", 1883, №№ 33 и 37), "Чернокнижники" ("Русские Ведомости", 1883, №№ 151 и 152), "Губернаторское описание Выгорецкого общества" ("Исторический Вестник", 1883, № 8), "Русские сектанты до закона 3 мая 1883 г." ("Русская Мысль", 1883, №№ 10 и 11), "Штунда в Орловской губернии" ("Русские Ведомости", 1804, №№ 63 и 70), "Вредные секты. Очерки уральского сектантства по официальным данным" ("Русская Старина", 1884, №№ 3 и 4), "Духовно-библейское братство. Очерки еврейского религиозного движения" ("Исторический Вестник", 1884, №№ 11 и 12), "Граф Лев Николаевич и Сютаев" ("Неделя", 1885, № 39, под псевдонимом Борецкий) и "Религиозные кружки в Москве" ("Северный Вестник", 1887, № 2). Две попытки П. собрать свои статьи по расколу в отдельном издании окончились неудачей. Книга "Раскол внизу и раскол вверху. Очерки современного сектантства" (СПб., 1882) уничтожена по постановлению комитета министров; книга "Отщепенцы. Староверы и нововеры. Очерки из области религиозно-бытовых движений русского народа" (СПб., 1884) уничтожена по требованию духовной цензуры. Появилась в отдельном издании из работ по П. расколу только "Раскол — сектантство. Материалы для изучения религиозно-бытовых движений русского народа. Выпуск I. Библиография старообрядчества и его разветвлений" (М., 1887). В своих трудах о расколе, П. ратовал за "безусловную веротерпимость и полную равноправность" раскольников и доказывал "тесную связь вопроса о расколе со всеми вопросами нашего общественного быта, которые относятся до правового и экономического положения народа". Не имея возможности продолжать далее исследования сектантства, П. обратился в 1888 г. к изучению грамотности в нашем простом народе и по этому вопросу отдельно издал: "Программу для собирания сведений о том, что читает народ" (М., 1888; 2 изд., 1891); "Запросы народа и обязанности интеллигенции в области умственного развития и просвещения" (М., 1890, 2 изд., 1895; это обширная книга, в которую вошли чрезвычайно ценные статьи о вольных крестьянских школах, о лубочной литературе, о публичных чтениях для народа и т. д., печатавшиеся ранее в разных повременных изданиях, преимущественно в "Русских Ведомостях" и "Русской Мысли"); "Законы и справочные сведения о начальном народном образовании" (СПб., 1898). II (дополнение к статье)
писатель. Его новейшие труды: "Старообрядческие архиереи в Суздальской крепости" (СПб., 1903); "Старообрядчество во второй половине XIX века. Очерки из новейшей истории раскола" (М., 1904); "Религиозные отщепенцы" (2 вып., СПб., 1904); "Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством" (М., 1905); "Раскол и сектантство в русской народной жизни" (М., 1905).