обитатели Полинезии или островов Тихого океана, приблизительно между 180° в. д. и 109° з. д., за исключением островов Фиджи, населенных меланезийцами. Крайняя южная группа полинезийских островов — Новая Зеландия, крайняя северная — острова Сандвичевы, или Гавайские, крайняя восточная — острова Пасхи. Обитатели западных — Каролинских, Маршальских и Гильбертовых — островов отделяются обыкновенно в особую группу микронезийцев, представляющих переходные черты от П. к меланезийцам. Впрочем, примесь меланезийской крови замечается и в населении некоторых других групп островов, так что некоторые наблюдатели затрудняются резко различать П. от микронезийцев. Вообще П. характеризуются менее темным, смуглым или светло-бурым цветом кожи, прямыми или волнистыми черными волосами, большой короткоголовостью (череп. показатель — 76—80), с кривым или плосковатым носом, живыми черными глазами, иногда несколько выдающимися скулами и толстоватыми губами. Сложение большей частью пропорциональное, но не очень крепкое, рост средний, местами даже высокий. Ближайшие родичи П. — малайцы, с которыми они сходны и по языку (см. Полинезийские языки). По всей вероятности, П. представляют ветвь малайцев, распространившуюся с запада, отчасти, может быть, благодаря случайному заносу лодок ветром и течением, отчасти, вероятно, вследствие намеренных передвижений, вызванных политическими смутами, размножением населения и т. д. Кое-где сохранились еще предания о расселении, напр. на Новой Зеландии — о прибытии предков с о-вов Самоа, которые вообще были, по-видимому, одним из центров переселений в разные стороны. Некоторые группы были заселены, вероятно, не долее как лет 400—500 тому назад, причем кое-где сохранились следы древних обитателей (напр. колоссальные статуи на о-ве Пасхи, остатки древних каменных построек во внутренних частях о-вов и т. п.), вероятно, истребленных пришельцами. До прибытия европейцев все П. находились в каменном веке и представляли из себя типичных "дикарей", хотя образ жизни их местами казался настолько привлекательным, что Руссо и другие видели в них наиболее счастливых и свободных людей на земле. Взгляд этот скоро пришлось оставить: при ближайшем знакомстве многие островитяне оказались людоедами, от которых погибли некоторые известные путешественники, напр. знаменитый Кук. Беспечность П. отчасти вызывалась природой, среди которой они жили: она доставляла им без особенных забот необходимое пропитание и благодаря теплому, ровному климату не требовала особых стараний о жилище и одежде. Тем не менее на всех почти островах одежда была известна в виде короткой юбки, пояса, накидки, изготовлявших из древесной коры или из листьев и (в Микронезии) растительных волокон. Еще более были распространены украшения — из раковин, черепахи, перьев, цветов, костей, зубов, семян, а также татуировка. Орудия и оружие приготовлялись из дерева, камня, костей, раковин, часто весьма искусной работы — копья с каменными или костяными наконечниками, палицы круглые и плоские, каменные топоры и долота в деревянных рукоятках, деревянные мечи, усаженные акуловыми зубами, пращи, рыболовные крючки (из раковин и костей), ножи, гребни, веера и др. Лук, стрелы, щит не были в употреблении, но встречались панцири и шлемы — из деревянных пластинок, кокосовых волокон и т. д. Глиняной посуды вообще не было, ее нашли только на о-ве Пасхи; ее заменяла деревянная посуда, раковины, корзинки; изготовлялись также циновки, подставки под голову, скамейки, столы, но сиденья не были известны. Весьма искусны были туземцы в постройке лодок из древесных стволов; парус употреблялся всегда один, из циновок, треугольной формы; в плавании по морю островитяне руководились звездами и углом, под которым лодка пересекала гребни волн; имелось также представление о простейших картах — из палочек и камешков. Главная пища была растительная; хлебное дерево одно уже обеспечивало на некоторых островах пропитание в течение почти целого года, затем имелись еще кокосовые орехи и другие плоды; туземцы разводили еще таро (Caladium esculentum), бататы, пизанг, сахарный тростник, ямс, им были известны искусственное орошение и культура террасами, а также садоводство (разведение цветов и деревьев для тени). В качестве домашних животных держались свиньи, собаки, куры; обильное пропитание доставляло море (рыбы, раки, моллюски). Диких животных на островах почти не было, за исключением крыс, которые также употреблялись в пищу. Варка пищи была неизвестна; ее заменяло печение и копчение, причем пища приправлялась морской водой. Каннибализм практиковался, по-видимому, всюду, но он стал местами исчезать еще до прихода европейцев; всего более он был распространен у маори Новой Зеландии и на о-вах Маркизских. Опьяняющим напитком служила кава (см.): в Нов. Зеландии она не была известна. Распространены были пляски, пение, музыка, (барабан, флейты, трубы из раковин), эпическая поэзия, резьба (на крышах и столбах домов, на лодках, деревянных орудиях, ящиках, также грубые статуи богов), орнамент (из геометрических линий и узоров, имевших в основе фигуру человека или части его тела). Селения были расположены большей частью по берегам и состояли из деревянных построек на столбах с крышей в форме опрокинутой вверх дном лодки, из пальмовых листьев, ветвей камыша, бамбука. Кое-где встречались большие (длинные) дома, разгороженные внутри циновками на отделения. В отношениях полов была значительная свобода; на Каролинских островах девушки жили в общих домах, свободно сходясь с молодыми людьми, покуда не находился охотник взять которую-либо себе в жены; молодые люди также составляли местами особые товарищества. Положение женщины было более свободное, чем у других дикарей, хотя на жене лежали многие работы по земледелию, приготовлению одежды, пищи и т. д. Женщины исключались обыкновенно из участия на пирах и даже не могли есть вместе с мужьями. Брак легко заключался и расторгался. Новорожденные дети, особенно женского пола, нередко убивались, как обуза. Всюду преобладала матриархальная семья; дети принадлежали материнскому роду и наследовали своим родственникам по матери. На большей части островов существовали три общественные группы — благородных, свободных и рабов: важнейшие должности находились в руках благородных, из среды которых выделялся король; иногда в управлении участвовал военный вождь или совет вождей. В обращении народа с королем были выработаны правила этикета; соприкосновение с ним посторонних не допускалось. Местами народ распадался на отдельные группы, общины с независимыми вождями; местами группы были соединены в одно племя, охватывавшее целую группу островов; иногда власть короля поддерживалась отрядами наемников с других островов. Религия П. представляла более или менее развитой фетишизм и шаманизм; существовали жрецы или шаманы, способные приходить в экстаз, прорицать, колдовать, лечить; иногда, впрочем, звание жреца соединялось с званием вождя. Существовала вера в духов, связанная отчасти с культом мертвых; храмы, более распространенные в Восточной Полинезии, были соединены с кладбищами; многочисленные местами идолы первоначально изображали, вероятно, предков. Местами прилагались заботы к возможно дольшему сохранению трупа и при погребении приносились человеческие жертвы. Бессмертие приписывалось обыкновенно только душам благородных; люди других классов и женщины не могли на него рассчитывать. На некоторых группах островов выработалась более сложная мифология с различными богами в роли создателей — Маци, Тангароа, сотрясателя земли Тати, небесного бога Ру и др. Были распространены мифы о создании мира и человека, о потопе, о принесении с неба огня и др. Характерным для Полинезии является обычай табу — запрещение пользоваться известными предметами, налагаемое жрецами и другими привилегированными лицами; обычай этот отчасти религиозного значения, отчасти практического (для предотвращения голода, для усиления социального различия и т. п.). В настоящее время на менее культурной ступени находятся некоторые микронезийцы, тогда как на островах Новой Зеландии, Тонга, Самоа и др. уже утвердились христианские и европейские формы, а на Гавайских о-вах — парламент. Главнейшие группы П.: маори — на Новой Зеландии (более 40000), некогда самое воинственное племя, с своеобразной во многих отношениях культурой, теперь значительно вымершее и христианизированное, находящееся под властью Англии; самоанцы — на о-вах Самоа (35000), также большею частью христиане и под европейским влиянием; тонгане — на о-вах Тонга, или Дружбы (22000); школы с 5500 учащихся; таитяне — на о-вах Таити, или Товарищества (16000), совершенно христианизированные, под французским протекторатом; жители о-вов Куковых (Раротонга) — около 8000 чел.; жит. о-вов Табуаи, Мангарева, Помоту (всего около 9000); жители Маркизских о-вов (4000) и гавайцы (Сандвичевых островов) — около 40000, но смешавшиеся отчасти с европейцами и вымирающие.Д. А.
Значение слова ПОЛИНЕЗИЙЦЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ПОЛИНЕЗИЙЦЫ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012