по определению русских гражданских законов — "приношение имущества на пользу общую" (см.); по юридической природе — дарение, отличное от обыкновенного дарения только тем, что одаряемым является не физическое, а юридическое лицо (богоугодные, училищные и другие заведения и общества, ст. 980). Поскольку П. делаются в пользу неорганизованных групп (в пользу голодающих, переселенцев и т. п.), они поступают не непосредственно к этим лицам, а к их представителям, действующим с разрешения власти или закона, т. е. передаются не постоянной, а временной организации, аналогичной, но не тождественной с юридическим лицом. Подобно дарению, П. действительно лишь при принятии его со стороны представителей ведомства, в пользу которого оно совершается (П. в пользу обществ — с разрешения министра внутренних дел, в пользу церквей — Святейшего Синода \[движимость\] и высочайшего разрешения \[недвижимость\], и т. д., ст. 981—5). Оно может быть сделано на определенном условии и с известным назначением, неисполнение которых ведет за собой возврат П. жертвователю или наследникам его. Вправе ли правительство видоизменять волю жертвователя, если, признавая правильным назначение П., оно не соглашается с частными условиями его? Вправе ли оно в этом случае принять П., изменив его частности, или обязано возвратить пожертвованное? По мнению К. ? Победоносцева ("Курс гражд. права", 1, 48), когда имущество жертвуется на учреждение, состоящее в ведении правительственной власти, последняя при изменении, согласно государственным видам, организации того или иного учреждения может изменить и первоначальный, начертанный жертвователем, план этих учреждений и не вправе только давать пожертвованному имуществу другое назначение, отвлекать его от предмета П. Однако во многих случаях жертвователь направляет П. в данное учреждение именно потому, что данная его организация гарантирует в его глазах целесообразное употребление жертвуемых им средств, при изменении же организации эта гарантия может исчезнуть. Справедливым является поэтому в таких случаях не одностороннее изменение условий П., а возвращение его жертвователю. Такое толкование согласно с принципом, выраженным в ст. 986 т. ? ч. 1-й, по которой в случае невозможности употребления П. "сообразно указанному жертвователем" вследствие "изменившихся обстоятельств" пожертвованным имуществам дается иное назначение, но лишь с согласия жертвователя или его наследников, а при отсутствии последних — по решению комитета министров, высочайше утвержденному. Несоблюдение последнего условия дает заинтересованным лицам "право требовать возвращения пожертвованного". Здесь речь идет не только об изменении устава учреждения, но и "обстоятельств", при которых оно существовало. Поэтому министерство, напр., не вправе принять П. на стипендию, для присуждения которой определяются условия, несогласные с взглядами администрации, но не противные законам, а должно, не изменяя условий, совсем отказаться от П. К государственным требованиям, связанным с П., относится еще и то, что при принятии П. могут быть принимаемы во внимание образ жизни и нравственные качества жертвователя (ст. 33, 34, 80 прим. т. XIII Св. Зак. изд. 1892 г.). П. движимостей совершается простой передачей, но и обещание П. действительно (см.); для П. недвижимостей требуется дарственная запись, причем при П. в пользу благотворительных, духовных и учебных заведений крепостные пошлины не взимаются.?. Н.
Значение слова ПОЖЕРТВОВАНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ПОЖЕРТВОВАНИЕ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012