Значение ПЕТР, СВ. АПОСТОЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ПЕТР, СВ. АПОСТОЛ

один из виднейших учеников И. Христа, оказавший огромное влияние на последующую судьбу христианства. Родом из Галилеи, рыбак по профессии, он всей душой отдался мессианской идее, нашедшей себе воплощение в Назаретском Учителе, и первый провозгласил Его "Христом, Сыном Бога живого", за что удостоен был названием камня, на котором основана церковь (Мф. XVI, 17—19). Принадлежа к теснейшему кругу приближенных учеников Христа, к тем трем, которых Он посвящал в величайшие тайны Своей жизни (например, при Преображении), апостол П., однако, в самый решительный момент жизни своего Учителя отрекся от Него, хотя за несколько дней перед тем клялся, что готов и жизнь положить за Него. Зато после этого он "горько плакал" и заслужил прощение от бесконечного милосердия воскресшего Христа. После Воскресения ап. П. становится одним из главных вождей христианского общества и самоотверженно трудится с целью его распространения на пространстве от Вавилона до Рима, где его постигает мученическая смерть (через распятие вниз головой при Нероне, в одно время с ап. Павлом). Память его чтится 29 июня. Пребывание ап. П. в Риме послужило исходным пунктом для развития идеи папства, которое с течением времени создало целую легенду, будто ап. П. в течение 25 лет был первым епископом Рима и передал главенство над всею христианской церковью своим преемникам — папам римским (см. Папство). Не впадая в крайность протестантских ученых, утверждавших, что П. совсем не был в Риме, следует признать, что епископствовать там в течение 25 лет он никак не мог. Этому противоречат несомненные хронологические данные: известно, что в 50 г. П. присутствовал на апост. соборе в Иерусалиме, а не позже 68 г. уже потерпел распятие в Риме. Свое учение ап. П. выразил в двух окружных, или соборных, посланиях помещаемых в Нов. Завете обыкновенно после книги Деяний Апостольских. Оба эти послания носят на себе яркий отпечаток самобытной личности апостола, выдвигавшего особенно внешнюю, обрядовую сторону христианства в противоположность ап. Павлу как представителю внутренней, идейной стороны его. Эти особенности послужили для западной протестантской критики поводом к признанию двух противоположных направлений в развитии первобытного христианства, так называемых петринизма и павлинизма; но это разделение основывается на недоразумении, и в новейшее время его начинают оставлять даже сторонники тюбингенской школы. Лучшие комментарии — Br?ckner'a (1865), Hutber'a (1877), Fronm?ller'a (у Ланге); по вопросу о епископстве ап. Петра в Риме — Lipsius, "Chronologie der r?mischen Bisch?fe" (1869) и "Quellen d. Petrussage" (1872); Литература у J. Schmidt, "Petrus in Rom" (1879).А. Л.В христианской иконографии лику ап. П. как в вост., так и в зап. церкви присвоен тип седого старца с курчавыми волосами и бородою, более или менее лысого. На католических иконах ап. П. чаще всего изображается с двумя ключами, которые, согласно преданию римско-католической церкви, вручены ему Иисусом Христом; передачу этих ключей, служащих символом власти церкви вязать и разрешать грехи, изобразил Перуджино на фреске в Сикстинской капелле и Рафаэль на одном из своих картонов (в Кенсингтонском музее в Лондоне); по этим образцам вытканы ковры для Сикстинской капеллы. Иногда апостола П. изображают с рыбой в руке — намек на его рыбацкий промысел. Бронзовая статуя апостола в соборе св. П. в Риме, которая прежде считалась наиболее старинной, по новейшим исследованиям признается произведением XIII в. Колоссальная бронзовая статуя апостола помещается (с 1587 г.) на колонне Траяна, другая — в Ватикане, в Giardino della Pigna (с 1885 г.). Шествие апостола П. по морю составляет содержание мозаики Джотто, известной под названием Navicella, в притворе собора св. П. в Риме. Заключение и освобождение апостола П. из темницы, изобразил Рафаэль на ватиканских стансах, распятие его — да-Караваджо (Америги) (картина в Имп. Эрмитаже). Гв. Рени (картина в Ватиканской галерее), Рубенс — на алтарном образе Кельнского собора св. апостолов. Превосходно лик ап. П. изображен Альбрехтом Дюрером в так наз. "Четырех апостолах", написанных на двух досках (в мюнхенской Пинакотеке), и Пальмой Старшим (в венецианской Акад. худож.). Апокалипсис (Откровение св. П.), приписываемый апостолу Петру, во II ст. и позже ставился наряду с новозаветными книгами. До недавнего времени он был известен лишь из свидетельств отцов церкви и из некоторых отрывков. В 1886 г. была найдена франц. археологической миссией при раскопке коптской монашеской могилы в Ахмиме (Верхний Египет) пергаментная рукопись маленького квадратного формата, заключающая в себе отрывки из "Апокалипсиса" и "Евангелия П.". В 1892 г. они появились в "Мемуарах" археологической миссии; в 1893 г. издано полное факсимиле рукописи (гелиогравюра). Судя по характеру письма, эти отрывки можно отнести к VIII и IX ст. Отрывок из апокалипсиса П. занимает страницы 13—19 найденной рукописи; начинается он заключением речи Господа о предстоящем конце Мира и повествует о том, как Иисус с двенадцатью апостолами отправился на гору, где по их просьбе вызвал перед ними из загробного мира души праведных и показал им место вечного блаженства и мук. Пылкая фантастика описаний небесного величия и адских мук свидетельствует об испорченности вкуса; особенно ярко отразилось здесь, как и в других иудео-христианских апокрифах, влияние культа греческих мистерий. Данное здесь описание ада составляет, по-видимому, первое звено предания, доходящего до Дантовского "Ада". Автор говорит о себе как об одном из "двенадцати"; имя П. в отрывке не встречается. Тем не менее весьма вероятно, что рукопись заимствована из древнего сочинения, носившего название "Откровения П". Она, по-видимому, относится к началу сочинения и составляет приблизительно половину его общего объема. С откровением Иоанна она не имеет сходства, зато поразительно напоминает II-e послание П. Ср. A. Dieterich, "Nekyia. Beitr?ge zur Erkl?rung der neuentdeckten Petrusapokalypse" (Лпц., 1893).Евангелие П., апокрифическое, во II стол. находилось в церковном употреблении, но вскоре было оставлено. Епископ Серапион Антиохийский (около 200 г.) сначала считал его неопасным, но при более тщательном рассмотрении нашел в нем "докетические" лжеучения и запретил его в своей епархии. Ориген читал его; Евсевий его не признавал. Утраченное, за исключением немногих отрывков, Евангелие П. сделалось в настоящее время благодаря открытию пергаментной рукописи (см. выше) предметом тщательного исследования. В рукописи отрывок занимает страницы 2—10; он начинается сценою суда Пилата и кончается рассказом о появлении воскресшего Иисуса у оз. Генисаретского. Гностическо-еретическое происхождение евангелия П. явствует из некоторых подробностей истории распятия, которые как бы намекают, что Иисус Христос не испытывал страданий и не приял смерти. Существует мнение, что евангелием П. пользовался уже Иустин мученик. Ср. Harnack, "Bruchst?cke des Evangeliums u. der Apokalypse des Petrus" ("Sitzungsberichte der Berliner Akademie", 1892 и отд., Лпц., 1893); von Gebhardt, "Das Evangelium und die Apokalypsn des Petrus" (Лиц., 1893); L?demann, в "Theologischen Jahresbericht." (Брауншв., 1994).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.