Значение слова ОЛИМПИЙСКИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ОЛИМПИЙСКИЕ

Олимпийские игры (ўta ўOlumpia) - величайшие из эллинскихнациональных празднеств. Они происходили в Олимпии и, по древнейшемусказанию, возникли еще во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. Поэтому сказанию, Рея передала новорожденного Зевса Идейским Дактилам(Куретам). Пятеро из них пришли с Критской Иды в Олимпии), где был ужевоздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победилвсех в беге и был награжден за победу венком из дикой оливы. При этомГеракл установил состязания, которые должны были происходить через 5лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев. Существовали еще идругие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшиеего то к той, то к другой мифической эпохе. Несомненно, во всякомслучае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным но крайнеймере в Пелопоннесе. Первый исторически факт, связанный с олимпийскимииграми - это возобновление их царем Элиды Ифитом и законодателем СпартыЛикургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в Гереоне(в Олимпии) еще во времена Павзания. С этого времени (по одним даннымгод возобновления игр - 884, по другим - 828) промежуток между двумяпоследовательными празднованиями игр составлял четыре года илиолимпиаду; но, как хронологическая эра, в истории Греции был принять 776до Р. X. Возобновляя О. игры, Ифит установил на время их празднованиясвященное перемирие (ekeceiria), которое объявлялось особыми герольдами(spoldojoroi), сперва в Элиде. затем в остальных частях Греции; месяцперемирия назывался ieromhnia. В это время нельзя было вести войну нетолько в Элиде, но и в друг. частях Эллады. Пользуясь тем же мотивомсвятости места, элейцы добились у Пелопоннесских областей согласиясчитать Элиду страною, против которой нельзя было открывать военныхдействий. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседниеобласти. В праздничных состязаниях могли участвовать лишь чистокровныеэллины, не подвергнувшиеся атимии; варвары могли быть только зрителями.Исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли,могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Не пользовалисьправом смотреть на игры также женщины, кроме жрицы Деметры. Числозрителей и исполнителей было очень велико; очень многие пользовалисьэтим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, и поэты ихудожники - чтобы знакомить публику с своими произведениями. От разныхгосударств Греции посылались на праздники особые депутаты (Jewroi),которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержаниячести своего города. Праздник происходил в первое полнолуние послелетнего солнцестояния, т. е. падал на аттический месяц Гекатомбеон, идлился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям (agwnўOlumpiakoV, aeJlwn amillai, crisiV aeJlwn), другая часть - религиознымобрядам (eorth), с жертвоприношениями, процессиями и общественнымипирами в честь победителей. Состязания состояли из 24 отделов; в 18принимали взрослые, в 6 - мальчики; никогда все отделы не исполнялисьзараз. Павзаний (5, 9, 1 - 2) оставил нам следующий список состязаний:бег на трех различных дистанциях, борьба, кулачный бой, ристания наколесницах, запряженных четверкой или парой коней или мулами, скачки,бег в оружии, скачки, при которых наездник должен был спрыгнуть на землюи бежать за лошадью, состязание герольдов и трубачей. По словамПавзания, до 472 г. все состязания происходили в один день, а позднеебыли распределены на все дни праздника. Судьи, наблюдавшие за ходомсостязаний и присуждавшие награды победителям, назывались ўEllanodikai;они были назначаемы по жребию из элейцев и заведывали устройством всегопраздника. Элланодиков было сперва 2, затем 9, еще позднее 10; с 103олимпиады (368 г. до Р. Хр.) их было 13, по числу элейских фил, в 104-уюолимпиаду число их было уменьшено до 8 и наконец с 108-ой олимпиады доПавзания их считалось 10 человек. Они носили пурпуровую одежду и имелина стадии особые места.. Под их начальством состоял полицейский отрядalutai, с alutarchV во главе. Прежде чем выступить перед толпой, всежелавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элланодикам,что 10 месяцев, предшествующих состязанию, были посвящены имипредварительной подготовки (progumnasmata) И дать в том клятву передстатуей Зевса. Отцы, братья и гимнастич. учителя желающих состязатьсядолжны были также поклясться в том, что они не будут виновны ни в какомпреступлении. За 30 дней все желающие состязаться должны были в О.гимназии предварительно показать свое искусство перед элланодиками.Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески(leucwma). Перед состязанием все желающие участвовать в нем вынималижребий для определения порядка, в каком они будут выходить на борьбу,после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего насостязание. Наградою за победу служил венок из дикой оливы (kotinoV);победителя ставили на бронзовый треножник (tripoV epicalkoV) и давалиему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо чести для себя лично,прославлял еще и свое государство, которое ему предоставляло за эторазные льготы и привилегии; с 540 г. элейцы разрешали ставить статую егов Альтисе. По возвращении его домой, ему устраивали триумф, сочиняли вчесть его песни и награждали различными способами; в Афинах О.победитель имел право жить на казенный счет в Пританее. См. Krause,"Оlympia" (В., 1838); Botticher, "Olympia" (Б., 1886); Forster, "Dehellanodicis Olympicis" (Лпц., 1879); Dissen, "Ueber dieAnordnung derOlympischen Spiele" ("Kleine Schriften"); Mommsen, "Ueber die Zeil derOlympien" (Лпц., 1891); Forster. "Die Sieger in den OlynipischenSрielen"(Цвиккау, 1891 - 92); Gardner a. Jevons, "A manual of Greekantiquities" (Л., 1895); Латышев, "Очерк греческих древностей" (ч. II,1889). Н. О.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.