митрополит Киевский, упоминается впервые в "Степенной книге" и Никоновской летописи. По надписи XVIII в. у его раки (приведенной в "Описании Киево-Печерской лавры" м-та Евгения) в 994 г. в царствование Василия и Константина, при патриархе Николае Хризоверге, пришел в Киев с крестившимся кн. Владимиром присланный из Царьграда святитель Михаил Сирин, который и был первым митрополитом всея России; он крестил сыновей Владимира и киевлян и в один год обратил в христианство всю землю русскую; умер в 998 г. и погребен в Десятинной церкви; около 1103 г. мощи его перенесены в Антониеву пещеру, а в 1730 г. в великую лаврскую церковь. Но древнейшие летописи наши или вовсе не упоминают о митрополите при св. Владимире, или называют первым митрополитом Леона. Новейшие историки склоняются к мнению, что первым митрополитом был Леон, а для объяснения предания о Михаиле предлагают различные гипотезы, из которых ни одна не может считаться прочно обоснованною. См. м-т Макарий, "История русской церкви" (т. I); Голубинский, "История русской церкви" (т. I); Малышевский (в "Трудах Киевской дух. акд.", 1883, 12); П. Л. (в "Чтениях в Истор. общ. Нестора лет.", кн. 10).Е. К.
Значение МИХАИЛ I в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое МИХАИЛ I
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012