(Marston) — сатирик и драматург, ум. в 1634 г.; происходил из зажиточной семьи, получил образование в Оксфордском унив. В 1598 г. он дебютировал поэмой (“The Metamorphosis of Pigmalion Image”), за которой следовал сборник сатир под заглавием: “The Scourge of Villanies” (Бич Мерзостей). Сладострастие картин в первой и смелость обличений, в связи с беззастенчивостью подробностей, во втором были причиной того, что оба эти произведения были сожжены. В 1599 году имя М. упоминается в числе драматургов, работавших на антрепренера Генсло. В 1601 г. он поставил на сцене первую часть своей пьесы “Антонио и Меллида”, где задел Бен-Джонсона, а последний вывел М., под именем Криспина, в своей комедии “Poetaster” (Рифмоплет); полемика между ними обострилась до того, что, по рассказу Бен-Джонсона, последний поколотил М. и вырвал из его рук пистолет. Скоро, однако, они примирились: в 1604 г. М. посвятил Бен-Джонсону свою комедию “Недовольный”, а в 1605 г. они вместе поставили на сцену комедию “Eastward Но”. Остальные пьесы М.: вторая часть “Антонио и Меллиды” (под заглавием “Мщение Антонио”, 1602); “Malcontent” (1604); “The dutch Courtezan” (1605); трагедия “Софонизба”, комедии “Паразит” (1606) и “What you will” и трагедия “The Insatiate Countess”, изданная в 1613 г., но почему-то не включенная в вышедшее в 1633 г. полное собрание произведений М. С 1613 года о М. ничего не слышно до самой его смерти. Можно догадываться, что это молчание было со стороны М. актом раскаяния в литературной деятельности, ибо он окончил жизнь священником. Как сатирик, М. отличался грубостью тона и смелостью литературных обличений, напоминающею Ювенала. Много самолюбий было им смертельно ранено, много пороков изобличено, много крови испорчено у противников. Не довольствуясь более пли менее прозрачными намеками, он нередко называет свои жертвы чуть не по именам. В предисловии к “Scourge of Villanies” он говорит, что обличать пороки, не называя имен, так же бесполезно, как казнить, по французскому обычаю, in absentia. Вот почему современники называли его английским Аретином. Как драматург, М. занимает средину между Кидом и Марло, с одной стороны, и непосредственными последователями Шекспира — с другой. Драмы его по своей постройке напоминают пьесы Вебстера и Форда. В созданных им личностях нет гармонии и меры; он любил выводить характеры исключительные как своими злодействами, так и своими страстями. Его первые пьесы своей напыщенной дикцией напоминают Кида; в последующих уже заметно смягчающее влияние Шекспира. Сочинения М. переизданы в новейшее время (Л., 1856 и 1887). Сатиры и поэмы М. изданы Гросартом, в его “Occasional Issues”.О М. см. Fleay, “Biographical Chronicle of English Drama”; Ward. “English Dramatic Literature” (2-й том); Minto, “Characteristics of English Poets”; Swinburne, в “Nineteenth Century” (1888, октябрь), и Deighton, “Marston Works Conjectural Readings” (Л., 1893).Н. С.
Значение МАРСТОН ДЖОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое МАРСТОН ДЖОН
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012