Значение КАНТЕМИР, ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

КАНТЕМИР, ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

молдавский господарь (1673-1723), отец Антиоха К. Пробыв в качестве заложника в Константинополе с 1687 по 1691 г., К. изучил турецкий и персидский языки, благодаря чему занимал впоследствии в Порте высокие должности; занимался также историей, архитектурой, философией, математикой, составлял описания Молдавии и Турции. В 1710 г., во время войны Турции с Россией, Дмитрий К. был назначен молдавским князем и должен был принять участие в военных действиях. Но, недовольный визирем и желая избавить свою страну от турецкого ига, он 13 апр. 1711 г. заключил с Петром Великим трактат, обязуясь сообщать ему о турецких делах. По окончании Прутского похода Дмитрий К. с 1000 молдавских бояр прибыл в Россию и получил княжеское достоинство Российской империи с титулом светлости, значительную пенсию, обширные имения в нынешней Харьковской губ. и право жизни и смерти над прибывшими с ним в Россию молдаванами. Во время похода Петра в Персию К. управлял походной канцелярией царя и составлял разные воззвания и манифесты к жителям Персии. Оставил двух дочерей и четырех сыновей. По своему времени Дмитрий К. был весьма образованным человеком; кроме яз. турецкого и персидского, он знал яз. арабский, греческий, латинский, итальянский, русский, румынский и французский. Сочинения его: "История образования и падения Оттоманской империи", на латинском яз.; "Древняя и новая история Дакии", на молдавском яз. (напеч. в 1836 г.); "История фамилий Бранковано и Кантакузенов", на молдавском яз.; "История магометан" (погибла на Каспийском море во время бури); "Историческое, географическое и политическое описание Молдавии" (напечатанное в нем. переводе в "Магазина" Бюшинга; на русском яз. издано Левшиным, 1789); "Система турецкого вероисповедания" (на русском яз., СПб., 1722); "Мир и душа"; "История сотворения"; "Руководство к изучению турецкой музыки"; возражение на Катехизис Феофана Прокоповича: "Loca obscura in Cathechisi etc." Это последнее сочинение разобрано Извековым ("Памятники новой русской истории", т. I). Ср. Бантыш-Каменский, "Словарь" (т. III); ст. Г. Г., в "Бессар. губ. вед." (1867, № 19).В. Р-в.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.