Значение КАНОН В МУЗЫКЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое КАНОН В МУЗЫКЕ

полифоническая форма, один из видов имитации. В нем продолжительная мелодия после своего появления в одном голосе и задолго до своего окончания совершенно точно повторяется в другом голосе, начиная с той же ступени или с другой, вследствие чего К. бывают: в однозвучии или октаве, секунде или нижней септиме, терции или нижней сексте, кварте или нижней квинте, квинте или нижней кварте, сексте или нижней терции, септиме или нижней секунде. Голос со строгим подражанием данной мелодии вступает позднее голоса с данной мелодиею на полтакта или на такт и контрапунктически совпадает с ее продолжением. К. бывает двух-, трех-, четырехголосный. В этих голосах допускается только данная мелодия. Новое содержание может встречаться только в сопровождении гармоническом или контрапунктическом, исполняемом присоединенными к К. голосами. К. в однозвучии, октаве, квинте, кварте допускает вполне строгое подражание. В К. в других интервалах мелодия подражающего голоса может иметь изменение вида интервала, но род интервала должен оставаться тот же, напр. секунду большую можно заменить секундою малой, но не терцией. Мелодия К. может иметь форму предложения, периода, коленного склада. Формы К.: 1) К. в увеличении (per augmentationem), в котором мелодия в имитирующем голосе получает вдвое большую деятельность; 2) К. в обращении, в котором все интервалы мелодии в имитирующем голосе имеют направление противоположное тому, которое они имели в мелодии в первоначальном виде; 3) К. в возвратном движении, или зеркальный (Spiegelcanon), в котором мелодия, имитирующая голоса, идет от конца к своему началу; 4) К. круговой, в котором данная мелодия модулирует, имитирующий голос, исполняющий эту мелодию в новой тональности, опять модулирует и т. д.; 5.) бесконечный К. (canon perpetuus), в котором конец данной мелодии сливается с ее началом; 6) двойной К. — соединение двух К., в котором имитируется небольшая музыкальная мысль; называется stretto, или сжатым проведением. Способы письма К.: 1) загадочный К., в котором выписывается только мелодия, без имитирующих голосов, без обозначения места и способа их вступления; 2) К. открытый, в котором все голоса выписаны; 3) К. закрытый, в котором выписана только мелодия, со значками § и цифрами, показывающими места и интервалы вступлений имитирующих голосов. Развитие К. относится к XV ст., ко времени процветания нидерландской школы, при ее представителях Дюфэ, Оккенгейме, Жоскен де-Прэ.Н. С.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.