Исландские саги - стали записываться в мирные годы, последовавшие запеременою веры (1002), когда дела героев прошлого еще хранились внародной памяти. Предварительно они путем устной передачи успелиприобрести известную стереотипную форму, которая сделалась обязательноюи для позднейших авторов. В собирании саг можно различить несколькопериодов: с 1140 г. по 1220 г. они записывались отдельно, главнымобразом для облегчения туземных рапсодов; затем они стали издаваться длячитающего общества, соединяться (1220 - 1260), переделываться ирасширяться в объеме (1260 - 1300) и наконец собираться в большиерукописные сборники (XIV в.). К мифическим сагам принадлежит большоеколичество тех, в которых сказания о богах являются переделанными врассказы о героях давней поры. Такова знаменитая "Вёльсунга" - сага,представляющая много общего с мифом Нибелунгов; сага Рагнара Лодброка -отражение в народной памяти великого переселения народов; саги о первыхконунгах Дании и Швеции, знаменитая "Fridhthiofs-Saga" и др.Полуисторические саги напоминают романы, но рассказывают истинныесобытия, обыкновенно маловажные; особенно часто излагают они жизньизвестных скальдов-авантюристов (саги Гуннлауга, Эгиля, Кормака и др.)Особенно много этих саг стало появляться с XII в., после изобретения(вернее - усовершенствования) алфавита Т'ороддом и Ари Фрод'и. Благодаряэтому алфавиту, развилась и И. историческая сага - лучшее, чтопредставляет И. проза. Первый И. историк, по свидетельству СнорриСтурлесона - один из изобретателей латинско-И. алфавита, свящ. АрихиннФрод'и Т'оргильссон (умер 1148), "Islendingabok" которого, в краткомхронологическом очерке, знакомит с важнейшими эпохами в историиИсландии. Он составил, кроме того, книгу скандинавских конунгов("Konungabok") от Инглингов до Гаральда Сигурдссона. Второй И. историк -Сэмундр хин Фрод'и Сигфуссон (умер 1133), много путешествовавший,посетивший и Рим, и Францию; ему приписывается "Книга конунгов" отГаральда Прекрасноволосого до Магнуса Доброго. Менее схематическогосодержания была "Hryggiar-Stykki" Эйрикра Оддсона (ок. 1150 г.), изкоторой сохранились лишь отрывки. Так называемое легендарное житие Олафа(Olafs saga bins helga) и Моркинскинна, рассказывающая о короляхНорвегии до Сигурда Муннра, относятся ко второй половине XII в. В это жевремя два монаха Т'ингейрского м-ря, Оддр (умер 1200) и Гуннлауг (умер1219), написали, на латинском языке, каждый по биографии короля ОлафаТриггвасона. В этом же монастыре был аббатом Карл Ионсон, написавший(ок. 1184 г.) жизнеописание Сверри, со слов самого короля. К началу XIIIв. относятся "Фагрскинна" - рассказ о норвежских королях, "Оркейингасага", рассказывающая историю оркнейских ярдов до 1222 г., "Иомсвикингасага" - о морских разбойниках, Иомсборга на Балтийском море, и другие,которыми воспользовался величайший из И. историков - Снорри Стурлусон,сын Стурды Т'ордарсона (род. 1178 г., убит 1241 г.), автор"Хеймскринглы", в которой изложена история норвежских королей, начиная сотца богов Одина до Магнуса Эрлингссона. После Снорри племянники егобыли носителями И. историографии. Первый из них, Олафр Т'ордарсонХвитаскальд, считается составителем саги о датских королях("Knyttlinga-Saga"). Второй, Стурда Т'ордарсон хин Фрод'и (1214 - 1284),по поручению короля Магнуса Лагабэтира, написал историю отца его, ГаконаГадонарсона. О следующих королях норвежских уже нет саг, кроме двухнебольших отрывков из "Magnusar Saga Lagabaetis", составителем которойтакже был Стурла. Стурле принадлежит и большая часть историимогущественного рода Стурлунгов ("Sturlunga-Saga" или "Islendinga Sagahin mikla"). С этой сагою родственна "Книга о поселениях" (Landnamabok),где говорится об открытии о-ва, о первых поселениях на нем, даютсягенеалогии и перечисляется до 4000 личных имен и более 1500 поселений.Последний крупный историографический труд - сага об Олафе Тригвассоне("Olafs-Saga Tryggvasonar", приблизительно 1330 г.) - переработка, смассою дополнений, труда монаха Гуннлауга. Шведской историей исландцымало занимались; стоит лишь упомянут малоисторическую сагу об Ингваре("Saga Ingvars hins Vidhforla"). После Стурлы Т'ордарсона встречаютсялишь переработки существующих уже саг. Падение историографии делаетсяособенно заметным в предпочтении романтических авантюр инеправдоподобных легенд. Причиною этого упадка была не столько чернаясмерть, опустошившая о-в в 1350 и 1401 гг., сколько потеря свободы ипристрастие к произведениям средневековой романтики (рыцарские саги -"Riddara Sogur", - переведенные в XIV в. по приказанию норвежскихкоролей), начавшим наводнять о-в с XIII в.
Значение слова ИСЛАНДСКИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ИСЛАНДСКИЕ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012